Москва. - Прошло 100 лет с тех пор, как Ленин растревожил русских революционеров зловещим вопросом: "Что делать?"
Две с половиной недели назад президент Владимир Путин предложил выход - заниматься физкультурой. В ободряющей речи к олимпийским спортсменам он высказал озабоченность тем, что инертное население России подрывает не только здоровье нации, но и ее потенциал, благодаря которому она смогла бы восстановить статус великой державы.
И здесь дело коснулось ситуации в России - не только физическом, но также и психологическом и политическом плане. Поскольку, если ругательства Путина не подвигли к занятиям физкультурой среднего россиянина, который вместо тренировок будет продолжать есть картошку с сосисками, они как напрямую затронули российских политиков.
Борьба за реализацию воли Путина для некоторых комичной, для некоторых гнетущей, вышла далеко за пределы российских спортплощадок. Она спровоцировала споры о национальном характере, целесообразности проведения изменений сверху в приказном порядке и даже о приверженности президента демократии.
"Путин, так сказать, придерживается советского стиля решения проблем, - говорит один из самых проницательных российских аналитиков Игорь Бунин. - А всей элите от вице-премьера до губернаторов ближе советский подход к решению этой проблемы. Они внимают каждому чиху президента, и разносят его как эпидемию".
Путин чихнул 22 января, когда заявил дюжине или около того олимпийцев в одном из московских спорткомплексов, что российская физкультура и спортивная инфраструктура деградировали за последние 10 лет до такой степени, что только один из десяти россиян делает зарядку или занимается спортом.
Любой дальнейший регресс, - сказал он, "также будет иметь разрушительные последствия для здоровья нации", ее работоспособности и, таким образом, для возрождения России.
Реакция была мгновенной. Государственный совет, кремлевский консультативный орган, в который входят губернаторы и министры, принял пятилетний план, предусматривающий строительство тысячи спортивно-оздоровительных центров.
Автор плана, губернатор Челябинской области, присоединился к губернатору Саратовской области, заявив о своем пристрастии к моржеванию.
В нижнем Новгороде крупным чиновникам было приказано заниматься волейболом и плаванием. Телевидение Астраханской области приступило к съемкам программы утренней зарядки. Губернатор Краснодарского края выступил в одной из газет с призывом к жителям тренироваться "ради чести коллектива, ради чести края, ради чести страны". Мэр Саранска вывел все свое правительство на импровизированные соревнования по биатлону и стрельбе.
На родине Путина в Санкт-Петербурге губернатор Владимир Яковлев приказал своим помощникам разработать физкультурную программу для всех 6 тысяч государственных служащих.
"У гражданских служащих достаточно проблем со здоровьем, - сказал он. - Им надо заняться спортом".
Не нужно прилагать много усилий, чтобы обнаружить, что единственными россиянами, начавшими работать до седьмого пота, стали местные начальники, раболепно склоняющиеся перед любым приказом Путина.
"У нас в России много умельцев, способных превращать лучшие идеи в смехотворные", - написал в понедельник один политический аналитик в московской "Независимой Газете".
На самом деле, почти все согласны, что установка Путина правильная. Средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет 59 лет, а распространенность сердечно-сосудистых заболеваний значительно выше, чем на Западе. России крайне необходимо сделать упор на здоровый образ жизни.
Призадуматься жителей России заставило оформление идеи. По словам многих россиян, они уже это проходили.
В 50-е годы тогдашний советский лидер Никита Хрущев, вернувшись из поездки по американским фермам, заявил, что для того, чтобы достигнуть успеха в сельском хозяйстве, нужно выращивать кукурузу, так же как в Канзасе.
Тотчас же подмосковные закрома до краев заполнились початками кукурузы. В России сажали столько кукурузы, - даже в районах Крайнего севера, где она не приживалась, - что Хрущев заслужил обидное прозвище "кукурузник".
В середине 80-х Михаил Горбачев обнаружил, что алкоголизм подрывает советскую экономику. Он приказал начать кампанию по борьбе с пьянством. Функционеры вырубали в Грузии виноградники, насильно записывали бюрократов в общества трезвости и ограничивали продажу водки. Спекуляция спиртными напитками стала самой крупной ночной индустрией. Россияне презрительно окрестили своего лидера "трезвенником".
Советские лидеры практиковали такой же подход и к физкультуре. Государственные теле- и радиоканалы начинали каждый день с исполнения национального гимна и программы утренней гимнастики. Спортплощадки и спортивные залы можно было найти повсюду, в них вкладывались средства, но над ними стоял огромный клан спортивной бюрократии, чьей задачей было воспитание спортсменов экстракласса, чьи достижения были символом успеха советского образа жизни.
Система работала в том смысле, что Советский Союз в течение последних десятилетий двадцатого века регулярно завоевывал высшие олимпийские награды, но при этом продолжительность жизни в стране медленно снижалась.
Сегодня, когда одно из пяти спортивных сооружений закрыто, а многие другие находятся в аварийном состоянии, многие россияне живут горьковато-сладкими воспоминаниями о былом неоспоримом спортивном превосходстве и национальной гордости.
В преддверии олимпийских игр оглядываясь на ту эпоху, многие россияне считают, что Путин просто ведет умную политику. Он оказался в своей стихии: в течение двух лет Кремль любовно пестовал его имидж мастера дзюдо, борца и лыжника.
Россияне гордятся, что после десятилетий, в течение которых страной правили вожди-склеротики, ею управляет человек, который без сомнения положит на лопатки любого обитателя Овального зала, начиная со времен моржеподобного Уильяма Хоуарда Тафта (William Howard Taft).
Однако, другая часть россиян, глядя на национального спортсмена Путина, видит в этой пиаровской кампании, нацеленной на пробуждение спортивного энтузиазма в россиянах, неприятно четкое отображение своего прошлого.
Помимо полной энтузиазма реакции на призыв Кремля к оздоровлению России, Путину регулярно оказываются почести, подобные тем, что оказывались его менее демократичным предшественникам.
Например, в конце 2000 года, говорили, что Путин совершил спуск с одного Уральского склона рекордное число раз - 56 за день. При этом его тренер по дзюдо смог съехать по этой же трассе всего лишь жалкие семь раз, после чего, по его признанию, у него стало "болеть все тело".
В мае прошлого года, в годовщину инаугурации Путина новая организация под названием "Идущие вместе" вывела на площади Москвы тысячи молодых людей, одетых в майки с портретом президента. Националистическая кампания этой организации набирает обороты и в других городах - ее новый проект направлен против российских писателей, чьи книги, по ее мнению, пропагандируют неуважительное отношение к государству.
В прошлом месяце в Москве вышла в свет первая книга биографической трилогии "Владимир Путин: История жизни", которую некоторые критики уже сравнивают с хвалебными книгами советских времен, обожествившими Ленина после его смерти.
Кремль периодически стесняется такой лести. Однако, рассматривая эту реакцию вкупе с закрытием независимого телеканала, критики задаются вопросом, разрушают ли Путин и страна советские стереотипы или же просто к ним возвращаются.
По мнению "Известий", страстное желание исполнять команды Путина, свидетельствует о том, что люди получили то, к чему стремились.
"Привычка подчинятся, чувствовать над собой государство у нас в крови, - написал один журналист. - Мы хотели стабильности, и вот мы ее получаем: мрачный, тупой, надоевший российский вариант стабильности, который называют болотом или застоем, который заставляет людей выть от тоски и спиваться".
Бунин, аналитик московского Центра политических технологий, придерживается более мягкого мнения. По его мнению, манипулирует ли Кремль общественным мнением или нет, опросы показывают, что такого очевидного культа личности, как ленинский сейчас нет.
И все же у россиян нет иного выбора, кроме как симпатизировать Путину, поскольку, сейчас, по крайней мере, ни один другой российский политик не в состоянии с ним соперничать.
Может быть. Однако, уже два года непроницаемый Путин - идеологическая головоломка, обернутая загадкой и окутанная тайной, - предмет для размышлений даже в самой России.
"Бюрократические крайности? Стремление следовать линии партии? Или сознательный выбор в пользу государственной иерархии, подстроенной под одного единственного человека?" - такой вопрос поставила перед своими читателями московская газета "Комсомольская Правда" в прошлом месяце.
Это что-то слишком сильно напоминает: "Спасибо великому Сталину за наше счастливое детство!" Мы уже это встречали раньше в своей истории".