Москва, 12 февраля 2002 года. На прошлой неделе мы с коллегой провели два часа в Кремле с Владимиром Путиным. Во время этого интервью на меня произвела сильное впечатление его способность ловко маневрировать в довольно широком круге вопросов, начиная с терроризма (он с Соединенными Штатами, но против односторонних американских акций в отношении Ирака) и вплоть до противоракетной обороны и расширения Организации Североатлантического договора (НАТО) (он против и того, и другого, но не намерен расходовать значительную часть своего политического капитала на бесперспективное противостояние).
Его стиль руководства определяют пять черт, самой очевидной из которых является интеллект. Это человек, который сумел освоиться со всеми мировыми проблемами, и, кроме того, это интеллектуальный эквивалент того боевого искусства, которым он овладел - не расходовать энергию на сопротивление превосходящей силе, но использовать силу противника в собственных интересах. Его интеллект не должен удивлять, поскольку он был одной из молодых звезд Комитета государственной безопасности (КГБ), который в его годы все еще привлекал самых лучших и самых умных в Советском Союзе.
Второй заметной чертой является его деловитость и расторопность. Нет абсолютно никакого преувеличения в отношении г-на Путина. Никакой заумной риторики. Никаких расточительных жестов. Никакой чрезмерной манерности. Экономия во всем, что он говорит и делает. Однако это не робот. Скорее г-н Путин выглядит как хорошо натренированный атлет, расходующий именно столько энергии, сколько нужно для достижения цели.
Третьей чертой, которая производит впечатление на посетителя, особенно такого, который брал интервью у множества мировых лидеров, является примечательное отсутствие видимого самомнения. Он прибывает для интервью с опозданием на 20 минут, обменивается рукопожатиями, тепло, но не преувеличенно улыбается, а затем усаживается по одну сторону большого овального стола в недавно отремонтированном зале для гостей Кремля. Великолепие обстановки резко контрастирует с его простым стилем. Появляется официант с чаем и печеньем, но у г-на Путина нет штата слуг. Он не теряет времени на светские разговоры. Он ведет себя по-деловому, но не бесцеремонно. Он сидит, выжидательно смотрит через стол своими проницательными голубыми глазами, цвет которых подчеркивают голубая рубашка и галстук, и ждет первого вопроса.
У большинства мировых лидеров имеется значительное самомнение. Саддам Хуссейн (Saddam Hussein) стремился убедить посетителя, что является самым низким человеком, которого можно встретить на этой земле, тогда как Билл Клинтон (Bill Clinton) прилагал усилия к тому, чтобы посетители сочли его самым очаровательным. Даже Джордж Буш-младший (George W. Bush), человек, расточающий умеренность, кажется, сознает, что ему необходимо проявлять притягательность. В противоположность этому г-н Путин источает огромную серьезность - даже интенсивность - в отношении того, что Россия является крупной мировой державой. Но он не стремится показать себя олицетворением России. Он создает впечатление человека, уверенного в себе, но не сосредоточенного на себе.
Четвертое, г-н Путин совершенно очевидно наслаждается тем, что является загадкой для остальных. Возьмите вопрос о его вере. Известно лишь, что мать г-на Путина окрестила его при рождении, не сообщив об этом его отцу. Когда в 1993 году г-н Путин собирался с государственным визитом в Израиль, его мать отдала ему полученный при крещении нательный крестик и сказала, чтобы он его освятил у Гроба Господня, что он и сделал. Один посетитель, заметив, что недавно г-н Путин показывал свой нательный крестик президенту Бушу-младшему, который сам является человеком религиозным, задал вопрос, а не является ли г-н Путин верующим?
Впервые за время интервью г-н Путин затруднился с ответом. Он заерзал в своем кресле, а его мягкий голос стал еще тише. "В каждом человеке должно быть моральное или духовное начало┘ Если Бог есть, то он должен находиться в сердце человека. Философия религии очень важна для страны, подобной России, потому что после того, как доминировавшая идеология - коммунистическая идеология, которая в принципе занимала место религии в нашей стране - перестала существовать как государственная религия, ничто не может заменить универсальных человеческих ценностей в человеческой духе так эффективно, как это делает религия. Религия делает человека духовно богаче". Г-н Путин снова делает паузу. "Мне хотелось бы на этом остановиться. Я не хочу распространяться на эту тему, так как считаю, что это все - очень личное. И я не думаю, что это такая область, которую следует┘ использовать в каких-то политических целях". Отсюда следует, что г-н Путин безусловно глубоко задумывался относительно религии и вот теперь высказался по этому поводу. Но, является ли он сам верующим? Загадка остается.
В конце приходишь к мысли о том, что реализм - самая заметная черта этого человека. На вопрос, какими политическими лидерами он восхищается, он назвал троих: Шарля де Голля (Charles de Gaulle), Людвига Эрхарда (Ludwig Erhard) и Франклина Рузвельта (Franklin Roosevelt). Он проводит между ними параллель, отмечая, что им всем пришлось воссоздавать нацию - после разрухи военных лет, как в случае с де Голлем и Эрхардтом, и после экономической депрессии, как в случае с Рузвельтом. "Общим элементом, - говорит он, - является то, как наилучшим образом восстановить страну". Гениальность Рузвельта, добавляет он, состояла в том, что он "понимал свой народ и делал то, что было необходимо". "Самое важное, с моей точки зрения, чтобы народ имел веру и испытывал доверие к своим политическим лидерам. Только тогда можно осуществлять политическую и экономическую реформу".
В этом содержится очевидное послание, что г-н Путин, при всей его дипломатической ловкости, сфокусирован прежде всего на восстановлении собственной страны. Едва ли он станет тратить излишнюю энергию на конфликты с Соединенными Штатами. В то же время он не желает, чтобы его страна была зависимой от других на длительную перспективу. Самая большая загадка: что станет делать г-н Путин, если, подобно де Голлю, Эрхардту и Рузвельту, ему удастся восстановить страну. Попытается ли он тогда реанимировать Великую Россию, автократичную и экспансионистскую, или напишет новую главу в русской истории?
Г-н Путин, при его очевидном реализме и умении, пока что умудряется извлекать максимум выгоды из своего относительно слабого положения. Но им владеет чувство, что он ведет эту игру в конечном счете не для того, чтобы свести к минимуму потери, но для того, чтобы выиграть.