Раньше для поздравления он заглядывал сюда лично. Дорожки тогда были покороче даже в святая святых: там знали друг друга, друг друга ценили, друг в друге нуждались и использовали возможности друг друга. Сегодня человеку, вознамерившемуся передать поздравления, не остается ничего иного, как передавать наилучшие пожелания "очень уважаемому мной до сегодняшнего дня Борису Николаевичу Ельцину" иным путем: "Нет, я ему не звонил. Я написал письмо и послал его по факсу". Да, времена, как они изменились. Раньше Борис Березовский был серым кардиналом России. Человеком, который нашептывал президенту на ухо, подталкивая того на политические интриги. Сегодня Березовский даже не может больше позвонить старому президенту, не то что пойти на сделку с его преемником: ступи нога пользующегося дурной славой олигарха на российскую землю и глава Кремля Владимир Путин тут же распорядится его арестовать. Одним словом, сидит Березовский в этот послеобеденный час на черной кожаной кушетке в своем лондонском бюро в центре города и отдается своим ностальгическим воспоминаниям о днях рождения по факсу, поглядывая иногда на фотографию Ельцина, стоящую на подоконнике. И в то время, как внизу подъезжают и отъезжают черные лондонские такси и высаживают клиентов с тугими кошельками перед входом ателье на Saville Row, Березовский строит планы своего возвращения в эпицентр власти: "Я возвращусь в Россию. И вернусь скоро".
Далеко от Москвы
Борис Березовский. Прежде он был самоназначенцем по части выдвижения королей в Кремле, одним из богатейших предпринимателей России, и если хоть немножко верить тому, что о нем рассказывают, - одним из самых крутых гангстеров в этой не бедной на такую категорию людей стране. Сегодня же 56-летний олигарх сидит в своем скромном бюро в Лондоне. Конечно, в фешенебельном районе, но с полами с затоптанным ковровым покрытием, секретаршей в спортивном костюме и мобильным телефоном из простого магазина. Все это не идет ни в какое сравнение с дворцами из мрамора, гобеленами и сверкающими люстрами, которыми Березовский пользовался в центре Москвы: в качестве своего бюро, зала для приемов и визитной карточки самого влиятельнейшего человека России.
Очень далек теперь олигарх от власти. Возможно, не дальше, чем от тюремной камеры. Российская Генеральная прокуратура уже давно хочет лицезреть предпринимателя. Она обвиняет его в мошенничестве с государственными средствами на миллионные суммы. В последнее время появились и более тяжкие обвинения: "Березовский финансирует террористическую деятельность в Чечне", - говорят представители ФСБ. Ее поддержала Генеральная прокуратура, намеревающаяся потребовать его выдачи.
Иными словами, есть все основания для того, чтобы живущий в добровольно избранной им британской эмиграции Березовский начал в последние дни бить в барабаны и добиваться приезда в Лондон журналистов со всего мира. Не он террорист, говорит Березовский, а господа в Кремле и в российских спецслужбах. Почему и вручает своим гостям в качестве приветствия книгу "Blowing up Russia -terror from within". Книга, написанная бывшим сотрудником спецслужбы, содержит чудовищное обвинение: российская спецслужба ФСБ взорвала в 1999 году несколько жилых домов и уничтожила сотни российских граждан. Почему? Путину, говорится в ней, нужно было "вбомбить" себя на положение преемника Ельцина во власти, объединить в 1999 году своим малознакомым именем Путина - претендента на президентский пост - возмущение по поводу гибели более 300 человек.
Во всяком случае, так утверждает автор. А Березовский, который называет вызывающего сомнения автора книги "другом", теперь заявляет: "В конце февраля я представлю доказательства того, что ФСБ замешана в организации террористических актов". Он собирается устроить пресс-конференцию, продемонстрировать кинокадры с "материалами, которые выходят за рамки того, что содержится в книге". Связь с организацией террористических актов - это было бы для главы Кремля Путина политической катастрофой. Россияне, которые, согласно опросам, до сих пор в большинстве своем доверяют президенту, должны тогда потерять всякое доверие к человеку, стоящему во главе государства. А прежде всего, - доверие глав правительств других государств: Путин, которого еще до начала президентства хулили как трудно предсказуемого бывшего шпиона, претендующего на кремлевский трон, уже давно ходит в друзьях у канцлера Шредера (Schroeder), премьера Блэра (Blear) и президента Буша (Bush). К тому же после событий 11 сентября глава Кремля считается государственным мужем, которому можно доверять, который встал в ряды борцов с терроризмом. Человеком, которому прощают ошибки в делах, связанных со свободой прессы и войной в Чечне.
Но дипломированный математик Березовский слишком умен, чтобы лично говорить о подозрениях в отношении главы Кремля: "У меня нет ни одного доказательства, что Путин отдавал приказ на совершение террористических актов. У меня нет никаких оснований говорить о том, что он знал о планах совершения террористических актов, - говорит Березовский, делая такое лицо, будто собирался решить особо тяжелое уравнение, - но у меня есть доказательства того, что в их организации замешан глава ФСБ Николай Патрушев". Но если глава спецслужбы имел отношение к террористическому акту, то как их бывший коллега, друг и начальник Путин мог быть не в курсе дела? По этому поводу Березовскому, принявшему снова расслабленную позу, сказать действительно нечего. "Я не знаю, кто отдавал приказ: Путин ли или Патрушев или кто-то другой".
Это не математика, это - политика по Березовскому: уравнение не доказано, определение остающихся неизвестных величин возлагается на публику и, несмотря на это, приходить к желаемому результату. Чтобы понять значение обвинений, нужно вернуться на два с половиной года назад. В августе 1999 года в России были неспокойные времена. С трудом выполняющий президентские обязанности Ельцин назначает неизвестного в широких кругах офицера спецслужбы премьер-министром. Это был Путин. Новичок только заступил на должность, как тут же через короткий промежуток времени взрываются несколько жилых домов: сначала в гарнизонном городке Буйнакске на Кавказе, затем два дома в Москве и, наконец, - в южном российском городе Волгодонске. Все следы указывают на боевиков из Чечни. Население шокировано и возмущено. В том, что террористические акты дело рук кавказцев, которых ненавидят, почти не сомневаются и российские средства массовой информации. Дело доходит до национального единения: Путин отдает приказ о вводе в кавказскую республику войск. Решительность Путина окупается сторицей. В декабре на парламентских выборах пропутинская команда добивается фантастического результата. Дорога в Кремль для человека с железным кулаком открыта: спустя несколько месяцев Путин - президент.
А что же с террористическими актами? До сегодняшнего дня их организаторы неизвестны. Разумеется, были арестованы и приговорены несколько человек. Между тем, чеченцев среди них не оказалось. Главных виновников, якобы, еще продолжают искать: "Следствие будет идти полным ходом до тех пор, пока мы не схватим всех преступников", - заявил на прошлой неделе представитель ФСБ. Большие сомнения относительно причастности к террористическим актам чеченцев возникли, между тем, уже сразу после взрывов. С одной стороны, брать на себя какую-либо ответственность за них отказались мятежники. С другой стороны, был предотвращен очередной террористический акт. Более того, то, что выглядело как спланированный террористический акт, оказалось, по данным российской спецслужбы, "учебной операцией, проводившейся в приближенных к реальной жизни условиях".
В городе Рязани, спустя несколько дней после взрывов в Москве, в подвале 13-этажного жилого дома были обнаружены три мешка со взрывчатым веществом и детонатором. Согласно первой экспертной оценке, речь шла о подготовленной к взрыву бомбе. Катастрофу удалось предотвратить в последний момент. Почерк преступников тот же самый, что и в случае с террористическими актами, совершенными до этого. День спустя, все выглядело уже иначе: глава ФСБ России Патрушев - человек, которого Березовский называет сегодня соучастником этих зверских преступлений - сделал заявление: "В Рязани проводилось учение по борьбе с террористами, в условиях, приближенных к реальной жизни". В мешках находилось не взрывчатое вещество, а лишь безобидный сахар. А что же результаты первой экспертной оценки? Они были ошибочными. Большего глава ФСБ говорить не захотел. Органы безопасности, мол, держат все под своим контролем.
Если и не все, то, возможно, часть из всего того, что произошло, кажется уж слишком запредельным. Фактом остается то, что ФСБ до сегодняшнего дня не может ответить на многие вопросы в связи со своим не имеющим аналога по своей циничности "учением в условиях, приближенных к реальной жизни". Фактом остается то, что результаты первой экспертизы показали наличие в подвале дома в Рязани настоящего взрывчатого вещества и готового к использованию взрывателя. Наконец, фактом остается то, что античеченские настроения и чеченская война стали отправной точкой для распространения пропутинских настроений по всей стране, на волне которых был избран преемник Ельцина.
Самый главный интриган
Однако все остальное остается неясным. Делать вывод, что успех Путина на выборах оплачен невинными жертвами в развалинах жилых домов в Москве, было бы преждевременно. Окончательных доказательств в этой цепи частью убедительных, частью недостающих или противоречащих друг другу улик не существует. Заявления ФСБ и представления Березовского, которые, вероятно, будут укладываться в рамки представлений о террористических актах, как они изложены в книге, противоречат друг другу.
Сможет ли Березовский представить доказательства, покажет время. Однако, располагая ими или не имея их, у него есть причины, чтобы навредить Путину. Для олигарха после прихода к власти нового президента все шло только по наклонной. Если до этого он был верховным интриганом Ельцина, то к его преемнику он попал в немилость. Он, конечно, помог новому президенту прийти к власти, когда во время парламентских выборов в декабре 1999 года и президентских выборов в марте 2000 года выплескивал на противников Путина через свой телеканал потоки грязи. "Я поддержал Путина, поскольку считал его лучшим, чем все его противники".
Но президент не посчитал себя обязанным олигарху. Прокуроры в скоре начали следствие. Речь идет о мошенничестве с деньгами государственной авиакомпании "Аэрофлот", акционером которой был Березовский. Олигарх заговорил о политическом преследовании и выехал за границу. Однако продолжать оттуда борьбу с Путиным не очень-то удобно. Только что Березовский проиграл сражение за свой последний российский телеканал: Кремль в ходе сложной комбинации, сплетенной из интриг, закрыл ТВ-6.
Итак, сидит человек без родины в своем лондонском бюро и составляет новое уравнение. В чем он нуждается, так это в успехе. Даже если он не сможет доказать свои обвинения, ему, по меньшей мере, удастся наделать шума: любая спекуляция о причастности главы Кремля к террористическим актам позволит Березовскому застраховать себя от выдачи России. Чем сильнее конфронтация с Путиным, тем лучше - видимо, так выглядит уравнение Березовского. Поэтому в лондонском бюро олигарха нет портрета Путина. Он приятнее смотреть на Ельцина в рамочке: это напоминает ему о добрых старых временах, когда пути в Кремль были покороче, и не были вымощены политическими бомбами.