У "Wall Street Jounal" был долгий разговор с президентом Путиным, в ходе которого россиянин назвал партнерство с Соединенными Штатами естественным, необходимым и важным фактором для стабильности в мире. Между двумя соперниками по "холодной войне" сегодня достигнут новый уровень доверия, очень высокая степень доверия. Запросы Вашингтона в адрес Москвы и Москвы в адрес Вашингтона удовлетворяются тут же в день их поступления. Атмосфера, в которой проходит диалог между президентом Бушем (Bush) и им, хорошая. После речи о положении нации они связывались по телефону.
Под эгидой ООН
Глава Кремля подчеркивал, что в сентябре Россия восприняла удар Соединенных Штатов по талибам как справедливый акт. Мировое сообщество одобрило то обстоятельство, что Америка назвала свои действия самообороной и, помимо того, не признало правительство режима "Талибан". Террористические акты, совершенные в отношении Международного торгового центра и Пентагона продемонстрировали миру новое качество существующих угроз, опыт столкновения с которыми Россия уже накопила в Чечне.
Путин затем дал ясно понять, что Ирак - это не Афганистан и не может являться целью односторонних военных операций американцев. Ирак, по его словам, - проблематичный случай, и Москва хотела соучаствовать в его разрешении, но только под эгидой Организации Объединенных наций. Путин не исключил полностью проведение в качестве последней меры военной операции, но при этом должны быть соблюдены процедуры ООН. Маркируя зону своего влияния, в программе Путина, по данным "Wall Street Journal", после подписания Договора о дружбе с Китаем и визитов в Северную Корею и на Кубу значился также визит в Ирак - в страну, у которой очень большие долги перед Россией.
Ситуация вынуждает Москву проявлять осторожность. Путин считает, что у Ирака нет ядерного оружия. Лучшее средство, по словам президента, которое может заставить Саддама Хуссейна (Saddam Hussein) воздержаться от его приобретения, это немедленное возвращение в страну военных инспекторов. В отношении багдадского руководителя использованы еще не все инструменты. Как следует из беседы, Путин попытался обратить внимание на свою точку зрения не какими-то угрозами, а серьезными аргументами. Замечание о том, что Москва не видит пользы от составления черных списков, было спокойным выражением отрицания такого понятия как "ось зла".
"Своеобразный исламский террор"
Для того, чтобы охарактеризовать реакцию Америки на события 11 сентября, Маргарет Тэтчер (Margaret Thatcher) цитирует в статье в "New York Times" пассаж из "Areopagitica" Джона Милтона (John Milton): благородный и мощный народ, как сильный человек, очнулся ото сна. Америка поднялась на войну на другой стороне земного шара против своих собственных и всех наших врагов. Бывший премьер-министр Великобритании не скупится на похвалу несгибаемости Вашингтона в его защите западных ценностей, которые, как и раньше, находятся, по ее словам, в смертельной опасности. Она говорит об исламском терроре как о своеобразном явлении, лучшим сравнением для которого может быть коммунизм на его первоначальной стадии, как о "вооруженной доктрине", агрессивной идеологии, сторонниками которой выступают фанатически настроенные и вооруженные верующие.
Как и коммунизм, говорится в статье, его можно одолеть лишь при наличии долгосрочной стратегии. Запад, пишет Тэтчер, упустил момент для своевременного и мощного отпора организации "Аль Каида" и потворствующим ей режимам. Теперь, продолжает она, было бы лучше, если Соединенные Штаты сосредоточили всю свою энергию на проведении других военных операций, а создание гражданского общества и демократических структур в Афганистане препоручили бы другим, в том числе англичанам. На втором этапе подлежит искоренению исламский террор в Африке и в Юго-Восточной Азии. Военные операции должны быть тщательно подготовлены с разведывательной точки зрения и сочетаться с умело спланированными дипломатическими шагами. Наконец, необходимо порвать с так называемыми государствами-изгоями.
Концентрация на цели
Железная леди выступает за дифференцированный подход в оценке. Сирия и Иран выступили против талибов и бен Ладена (Bin Laden), но, тем не менее, поддерживают терроризм. Ливия презирает Запад, она с удовольствием взяла бы реванш над ним. Судан именем ислама уничтожает своих же граждан, а Северная Корея является крупнейшим поставщиком ракет дальнего радиуса действия. Однако самым страшным врагом Запада остается Саддам Хуссейн в Багдаде. Вопрос не в том, стоит ли его уничтожать, а в том, как и когда это можно сделать. Госпожа Тэтчер напоминает, с одной стороны, о необходимости тщательной подготовки операции. С другой стороны, она заклинает союзников не терять из виду самую важную цель в антитеррористической кампании.
Демократы требуют свержения Саддама
В США все громче голоса людей, требующих свержения иракского президента Саддама Хуссейна. Во время политического ток-шоу в конце прошлой недели за проведение военной операции против Ирака высказались наряду с республиканскими сторонниками президента Буша также влиятельные члены Конгресса от Демократической партии. Так, сенатор от демократов и бывший кандидат на пост вице-президента Джоу Либерман (Joe Liebermann) назвал Саддама Хуссейна бомбой с часовым механизмом, которую необходимо как можно быстрее обезвредить. Ирак, по его словам, располагает бактериологическим и химическим оружием и, предположительно, стремится к обладанию ядерным оружием. Сенатор от демократов, председатель Комитета по вопросам спецслужб Боб Грэхем (Bob Graham) назвал Саддама Хуссейна злой силой.