Челябинск, Россия. - В саже от сталеплавильных заводов с брошенными здесь и там перевернутыми трубами индустриальный город в уральских горах выглядит не так, как себе представляют город Бога большинство людей. Тем не менее для 400 россиян, которые стали мормонами после развала советского государства, официально проповедовавшего атеизм, Челябинск - это второй Солт-Лэйк-Сити.
К сожалению, региональное министерство юстиции с этим не согласно. В течение последних пяти лет чиновники министерства отказываются регистрировать церковь Иисуса Христа последних дней как религиозную организацию. Начиная с июля месяца, старосты церкви подали пять прошений, которые были отвергнуты по разным причинам: отсутствие подписи, неполная дата рождения, стилистические ошибки.
"Они ни разу не привели серьезных аргументов, - говорит Татьяна Петрова, адвокат мормонов. - В какой-то момент я поняла, что процесс может никогда не сойти с мертвой точки. Настоящая причина носит совсем не технический характер".
Жалобы на нарушения прав человека мало чем могут помочь мормонам. Председатель комиссии по правам человека в регионе Екатерина Горина в своей статье, появившейся в свет в 1999 году, назвала церковь "странной нео-религией". В ней же она написала, что "неуважение к правам и законам других народов можно считать характеристикой американцев".
Мормонам Челябинска предстоит многое сделать. Теоретически, начиная с 1993 года, Российская конституция защищает право граждан на религиозное самоопределение и признает за всеми вероисповеданиями равные права перед законом. Но на практике с религиозной свободой в России большая путаница - в одних регионах ее поощряют, в других - зажимают.
Как и свобода прессы и рынка, свобода религии переживала как взлеты, так и падения со времен падения коммунизма.
В посткоммунистической России изначально религиозным убеждениям была предоставлена полная свобода. Однако последующий наплыв евангелистов и миссионеров, вызвал серьезное беспокойство особенно среди националистов и коммунистов, считавших, что он угрожает национальному духу России и даже ее национальной безопасности.
Правительство ответило ужесточением положения, которое прежде рассматривалось как простая формальность: имеется в виде требование регистрации всех религий государством. Согласно закону, принятому в 1997 году, вести религиозную деятельность, арендовать помещения, открывать банковские счета и приглашать иностранных священников имеют право только религиозные организации, которые смогут доказать, что существуют в России в течение 15 лет или же были зарегистрированы до того, как он вступил в силу. Права других религиозных учреждений, согласно этому документу, подлежат ограничению.
За новым законом стоит Русская Православная церковь. Около полвины россиян считают себя ее членами, хотя и редко посещают богослужения. Глава Русской Православной церкви патриарх Алексий II намерен восстановить то влияние, которое она имела до 1917 года, когда коммунисты запретили православные богослужения и принудили ее иерархов, включая самого патриарха, как говорят его критики, выполнять распоряжения государства.
При Алексии II церковь рассматривает некоторые другие религии, среди которых католицизм, как потенциальных браконьеров в своей вотчине. Патриарх возражал против того, чтобы папа Римский посетил Россию. Президент Путин недавно заявил, что пригласит папу в Россию, но при условии между церквями будут предварительно установлены "двусторонние отношения".
В целом, по мнению экспертов, правительство следует в русле обещания, данного еще президентом Ельциным, суть которого состоит в том, что новые законы о религиозных организациях должны вводиться на справедливой основе и не использоваться в качестве дубины для разрушения Православной церкви. Но этот закон проводится на уровне местной администрации региональными министерствами юстиции. И в некоторых городах чиновники используют его, чтобы оказывать влияние на неправославные церкви или закрывать их.
В Москве издано распоряжение о закрытии Армии спасения, Церковь свидетелей Иеговы ждет схожая участь. В восточной части города власти закрыли церковь пятидесятников, которую посещали 300 прихожан.
В Белгороде, чиновники отказались регистрировать католический приход как религиозную организацию. Местный священник вынужден служить мессу в квартире, в то время как небольшая церковь, построенная католиками более 100 лет назад и в настоящее время находящаяся под юрисдикцией православной церкви, забита хламом.
"Если сравнить 2002 год с годом 1995, становится ясно, что в последнее время количество таких случаев увеличилось, - говорит Лоуренс Уззель (Lawrence Uzzell), директор Кестонского института в Оксфорде, специализирующегося на контроле за соблюдением религиозной свободы в России и других странах. - Шаг за шагом Россия начинает медленно испытывать дефицит религиозной свободы".
По данным министерства юстиции России, по новому закону зарегистрированы 18130 религиозных организаций, в то время как другие 1200 зарегистрированы по старому закону.
Анатолий Пчелинцев, сопредседатель Славянского центра за закон и справедливость, говорит, что это отнюдь не доказывает, что некоторые церкви не были несправедливым образом зарегистрированы по этому закону, просто открылось много новых церквей.
Отказ в регистрации означает, что религиозная организация не может иметь или арендовать помещения, открыть банковский счет, публиковать специальную литературу, читать проповеди пастве и приглашать иностранных священников. Это серьезное препятствие для новых религий, которые должны начинать практически с нуля.
Перед существующими церквами возникают другие препятствия: как возвратить церкви, захваченные советской властью или же получить разрешение на строительство новых.
Московским католикам удалось восстановить две церкви, причем восстановлению одной из них предшествовала шестилетняя борьба. Третья церковь, построенная в центре города в 1845 году, была превращена коммунистами в кинотеатр после того, как лишилась купола и шпиля. В настоящее время ее занимает компания, занимающаяся разработкой шахтерского оборудования, в то время как католики вынуждены совершать богослужения в серых помещениях посольств западных государств. "Получить разрешение на строительство новой церкви практически невозможно, - говорит Тадеуш Кондрусиевич (Tadeusz Kondrusiewicz), католический архиепископ. - В Москве получить такое разрешение труднее всего".
Иностранное духовенство - это еще одна проблема. Поскольку за 70 лет советской власти ряды российского духовенства серьезно поредели по причине проводившихся ею репрессий, многие церкви приглашают священников из-за рубежа. Двоим из четырех католических епископов - один из Германии и второй из Польши - было отказано в получении российского гражданства и разрешения на жительство. В результате они даже не могут открыть новые приходы.
Большинство из 215 католических священников не имеют, по словам Тадеуша Кондрусиевича, разрешения на жительство. Хотя закон о религиозных организациях требует такое разрешение, другой закон говорит, что оно не может быть выдано для религиозной деятельности. "Это замкнутый круг. И колоссальная проблема для нас".
Тем не менее по сравнению с другими бывшими советскими республиками Россия - образец терпимости. В Узбекистане более 7000 заключенных по политическим мотивам, многие из которых просто придерживаются той формы исламского вероисповедания, которую государство считает опасной. В Туркменистане разрешены только две религии, по данным правозащитных организаций.
Администрация Буша рассматривает прогресс в области свободы религии как основание для ослабления торговых санкций, введенных в 1974 году в знак протеста против ограничений, наложенных на эмиграцию евреев из СССР. Она также намерена снять аналогичные санкции и в отношении восьми других бывших советских республик. В этот список, несмотря на продолжающиеся в этих странах репрессии попали Узбекистан и Туркменистан, поскольку они оказали помощь США в войне против терроризма.
Путин не раз говорил о свободе религии и его администрация медленно работает над тем, чтобы смягчить законы, регулирующие деятельность религиозных организаций, принятые третьей частью российских регионов, которые более строги, чем национальный закон.
По большей части интересы Кремля носят политическую нежели религиозную окраску. Например, администрация Путина приняла решение заменить еврейского раввина, обладавшего связями с медиамагнатом Владимиром Гусинским, его соперником. раввином. Путин сражается с Гусинским с тех пор, как стал президентом.
До сих пор Русская православная церковь явно первая среди равных. Как явствует из недавнего доклада Госдепартамента США, министерство по налогам и сборам, министерство образования и другие правительственные учреждения России демонстрируют особое отношение к ней.
Похоже, что до некоторой степени администрация Путина разделяет опасения патриарха относительно иностранных религий. Несмотря на высказывания о свободе религий, Путин два года назад подписал документ о политике в сфере национальной безопасности, который призывал "противостоять враждебному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров". Представители правоохранительных организаций утверждают, что генеральный прокурор отдал распоряжение принять законные меры по отношению к некоторым миноритарным религиям.
В письме, появившемся в свет в июле 2000 года, заместитель министра образования Елена Чепурных, предостерегла школы от влияния со стороны Церкви унификации, Церкви сайентологии, Свидетелей Иеговы, мормонов, Новой апостольской церкви и Армии спасения.
Данные организации, финансируемые из США и Германии, использовали "религиозную крышу" для сбора социальной, политической, экономической и военной информации о России, разжигания сепаратистских настроений и создания поколения россиян, которое "будет стабильно ориентировано на западные ценности", - писала Чепурных. В ее письме также указывалось, что в распоряжении российских правоохранительных органов имеется информация о том, что нетрадиционные религиозные организации "наносят ущерб индивидуумам, российскому обществу и государству".
Министр образования не скажет, отражает ли письмо официальную точку зрения. Но оно хорошо согласуется с позицией российского патриарха. В прошлом году он говорил о наплыве "культов" и "псевдомиссионеров", цель которых "похитить души наших сограждан". Официальные представители армии спасения, которая начала работать в России 10 лет назад считают, что их организация не может представлять угрозы для государства. Эта организация открыла представительства в 16 городах России, в которых проводит воскресные службы, поставляет еду лежачим больным и кормит бездомных на железнодорожных станциях.
В декабре московскому отделению армии спасения было предложено прекратить свою деятельность. Данное решение было принято в след за предшествовавшим ему постановлением суда, в котором московское отделение организации признавалось военной организацией, цель которой насильственное свержение существующего строя. Суд отметил, что члены церкви называют себя солдатами, которых возглавляет офицер, и идентифицируют себя как армию, используя для этих целей определение, которое приводится в словаре.
"Это просто невероятно, - говорит полковник Кеннет Бейли (Kenneth Baillie), командир московского отделения армии. - Они не смогли даже привести ни единого примера нелегальных действий с нашей стороны за 9 лет. В любой другой стране подобное решение не имело бы юридической силы".