Китай. СПИД и нищета порождают психоз в городах Поднебесной. ВИЧ-инфицированные крестьяне, якобы именно они, нападают на прохожих, чтобы отомстить. Тяньдзинь охвачен паникой
На улицах в центре Тяньдзиня стараются больше не поднимать этой темы, как будто стыдятся говорить об этом. "Это были всего лишь слухи, уверяет владелец ресторана. "Опасности не было". "Это старая история", - прибавляет владелец гостиницы. "Все нормально", - отчеканивает торговка, как будто успокаивая саму себя. И правда, пешеходная улица в Бинджанге, коммерческом центре этого десятимиллионного города, в ста километрах на восток от Пекина, вновь черным-черна от народа. Но еще месяц назад она была пустынна. Охваченные массовым психозом люди больше не отваживались нырять в толпу.
По какой причине? ВИЧ-инфицированные крестьяне, прибывшие из провинции Хенан, что немного южнее, якобы бросились на штурм Тяньдзиня. Вооруженные шприцами, содержащими зараженную кровь, они якобы нападали на случайных прохожих, чтобы уколоть их и отомстить обществу. История началась под Рождество, и слух о ней разнесся как миллиард песчинок по всему городу всего за несколько недель. "Свидетельств", (почти все из них - косвенные), становилось все больше, так что, по меньшей мере, 46 человек, по официальным источникам, обратились в больницы в полной уверенности, что подверглись нападению ВИЧ-инфицированных.
Встревоженные власти, в конце концов, были вынуждены призвать население "не придавать значения слухам и не бояться". Полиция обвинила "злонамеренных преступников" в попытке создания "общественных беспорядков" и "саботаже стабильности в городе", в целях собственной выгоды. Одновременно по телевидению Тяньдзиня транслировались интервью медиков, объяснявших, что простого укола недостаточно для заражения СПИДом. Но не успела эта информация достигнуть слуха телезрителей, как полиция признала, что четыре человека были арестованы после нападения на пешеходов: итак, слух основывался на реальном событии. Кто были нападавшие? ВИЧ-инфицированные? По этому поводу власти хранили молчание. Но когда лихорадка в Тяньдзине понемногу улеглась, тогда слухи достигли ворот Пекина.
Китайские бабушки запрещают своим внукам выходить на улицу с наступлением сумерек. На прошлой неделе одну студентку, якобы, укололи в плечо. "Дело шприцов" вновь у всех на устах. Таксист рассказывает: "Одна пассажирка рассказала моему другу-кондуктору, что видела, как мужчина вытащил шприц и уколол другую женщину в автобусе. Вначале она не отваживалась рассказать о том, что видела, опасаясь быть также уколотой". Говорят, что многие подозреваемые были допрошены. До настоящего момента местная пресса хранила молчание по поводу дела, а Интернет-сайты, напротив, развернули кипучую деятельность. Отвечая на вопросы одной электронной газеты, представитель столичной полиции заявил, что накануне Нового года по лунному календарю ситуация в городе "превосходна": "Бояться нечего, - сказал он. - К тому же ни один из арестованных в Тяньдзине не был ВИЧ-инфицированным". Однако, по словам пекинского журналиста, в больнице Тонгрен подтвердили, что "зафиксировано четыре случая обращения жертв уколов".
Тем временем слух разрастается и принимает новые формы. Теперь говорят о безработных, вооруженных обычными канцелярскими кнопками, которые хотят напустить ужас на крупные магазины, заявляя, что они прибыли из Хенана. "В этом вся соль слуха, - он передает раздражение некоторых категорий людей, - анализирует ситуацию исследователь из Центра изучения общественного мнения, пожелавший остаться неизвестным. - Социальное неравенство все глубже, и часть населения выражает свое недовольство действиями правительства. Слух стал средством выражения недовольства".
Этот слух стал также мощным индикатором страхов в реформистском Китае. Так, после долгих лет молчания, правительство признало тяжесть проблемы заражения СПИДом и развернуло информационную кампанию. Официально признаны инфицированными "всего лишь" 29 000 человек. Однако специалисты говорят о 600 000 случаев заражения, а ООН прогнозирует, что к 2010 году их число достигнет 10 миллионов, если не принять надлежащих мер.
Население узнало о массовом заражении, лишь когда беспрецедентный скандал с продажей донорской крови приобрел угрожающие формы. Сотни тысяч крестьян в провинции Хенан (а быть может и миллионы) были заражены в результате омерзительной торговли донорской кровью, организованной санитарными властями провинции. (См. "Le Temps" за 1 июня 2001). Сегодня эти люди, обреченные на смерть, требуют выплаты компенсации и больничного ухода. И до сегодняшнего дня - требуют напрасно. Одна из множества версий причины возникновения слухов в Тяньзине, утверждает, что машины, в которых транспортировалась кровь, имели номерные знаки этого города. И, следовательно, речь идет о мести. По другой версии, крестьяне лишь хотят привлечь к себе внимание, требуя восстановления справедливости. В Пекине скептики говорят, что нет дыма без огня.