Рязань, 8 февраля 2002 года. 12-этажный жилой дом на окраине этого промышленного города, что расположен в 130 милях (1 сухопутная миля = 1,609 км) юго-восточнее Москвы, возвышается как монумент сомнениям, которыми охвачены многие из 600 его обитателей. Им по-прежнему хочется знать, что замышляла группа сотрудников российских спецслужб, когда устанавливала мощный заряд, который, если бы он был настоящим и 22 сентября 1999 года взорвался, унес бы жизни большинства обитателей дома. Водитель автобуса Алексей Картофельников, обнаруживший тот злополучный заряд, говорит: "У нас внутри что-то осталось. К сожалению, нам, выросшим в этой стране, понятно, что те, кто находится у власти, вольны делать все, что им вздумается".
Дело о бомбе в жилом доме в Рязани, которая так и не взорвалась, отложилось в памяти многих россиян как один из эпизодов, которые противоречат логике или объяснениям, несмотря на то, что в официальных отчетах сказано, что это было учение по гражданской обороне, замысел которого оказался исключительно непродуманным. Ибо все это произошло вскоре после серии взрывов жилых домов, в результате которых погибли более 300 людей, и поскольку Россия готовилась к войне против мятежной Чечни, данный эпизод вскоре заслонили другие события и национальные катастрофы.
И вот теперь Борис Березовский, российский олигарх и одно время телебарон и советник Кремля, который ведет непримиримую политическую войну против президента России Владимира Путина, заявляет, что к концу текущего месяца выпустит документальный фильм, который доказывает, что к взрывам жилых домов в сентябре 1999 года причастна Федеральная служба безопасности (ФСБ) России. Г-н Березовский утверждает, что значительная часть его доказательств имеет отношение к установке взрывного устройства, так называемого муляжа бомбы, в Рязани.
Утверждения г-на Березовского были встречены значительной дозой скептицизма. Но жители Рязани, мучимые тем, что выпало на их долю в ту ночь, снова оказались в плену сомнений относительно того, что им думать о своем правительстве. "Лично я не верю, что это было учение, - говорит пенсионерка Клара Русьева. - Но где истина, и как нам ее узнать?". "Мы не знаем, прав Березовский или нет, - говорит пенсионер Борис Пребилов, - но я лично также не верю, что это было учение, потому что местные сотрудники безопасности весьма серьезно проводили расследование этого случая, опрашивая всех свидетелей и пытаясь отыскать разгадку".
Через 48 часов после того, как обнаружение бомбы вызвало панику и эвакуацию в Рязани, по национальному телевидению выступил директор ФСБ Николай Патрушев, который заявил, что это была попытка его агентства проверить бдительность общественности. "Это было учение, - сказал г-н Патрушев. - Там не было взрывчатки, а в мешке находился сахар". Однако вызванный на место события из местного отделения милиции подполковник Сергей Кабашов тогда же заявил журналистам: "Наши предварительные исследования показали присутствие взрывчатки".
В марте 2000 года, за несколько дней до президентских выборов, в результате которых в Кремль пришел г-н Путин, в российском парламенте голосовался вопрос о независимом расследовании инцидента с бомбой в Рязани, но это предложение недобрало 29 голосов из 226, необходимых для его принятия.
"В российских секретных службах нет таких людей, кто был бы способен на подобное преступление против своего народа, - заявил только что назначенный премьер-министром г-н Путин. - Само обвинение является кощунственным и аморальным". Думать иначе значит согласиться с тем, что ФСБ способна планировать массовые убийства ради того, чтобы еще сильнее настроить российское население против чеченских сепаратистов и подготовить условия для военной кампании, которая ведется там и поныне, неся кровь и разрушения российскому государству.
Сегодня один официальный представитель ФСБ заявил, что "все люди, причастные к террористическим нападениям на московские жилые дома, известны". Некоторые уже арестованы и дали показания. Других активно разыскивают. Но в Рязани по-прежнему сильны сомнения.