Если бы война началась в дождь, то армию России можно было бы считать хорошо оснащенной. В арсеналах Вооруженных сил полно плащнакидок. Их столько, что хватило бы не только для военных, но и для всего мужского населения призывного возраста, пишет журнал "Итоги". В остальном же, продолжает он, говорить о боеготовности не приходится. Большая часть солдат и офицеров армии, насчитывающей 1,2 миллиона человек, оснащена устаревшим оружием и боевой техникой. Лишь 100 000 человек находятся в готовности к ведению боевых действий.
На протяжении последних десяти лет делаются попытки реформировать Вооруженные силы, но их результаты малоубедительны. Президент Владимир Путин на первом году своего правления тоже принимал план реформирования армии. Согласно этому документу, нынешние вооруженные силы, которые комплектуются военнообязанными, должны были быть превращены в течение десяти лет поэтапно в профессиональную армию. Это в результате должно было позволить армии, включавшей в советские времена ракетные, сухопутные и танковые войска, отвечать требованиям ведения различных вариантов войны в эпоху после завершения "холодной войны".
Генералитет убедился не только на опыте первой и второй чеченской войн в том, что армия Москвы по своей подготовке, оснащению и структуре не в состоянии быстро выиграть конфликт. Война в Афганистане продемонстрировала русским, как ведутся войны: высокотехнологичное оружие в руках хорошо подготовленных профессионалов, оперативно перебрасываемые войсковые части вместо огромных стоящих на одном месте сухопутных соединений. К тому же в России образовалась "демографическая брешь": в 2005-2007 годах число военнообязанных уменьшится на 50 процентов. Теоретически число тех, кто не желает служить в жалких казарменных условиях, очень велико.
Однако превращение Вооруженных сил в профессиональную армию это, прежде всего, финансовая проблема. Уже сегодня в армии служат на профессиональной основе, примерно, 150 000 человек. Они зарабатывают в среднем 120 марок в месяц. Профессиональная армия, по мнению политика либерального толка Эдуарда Воробьева, должна насчитывать 400 000 человек. Чтобы сделать профессию военного привлекательной, бывший генерал требует увеличить денежное содержание военнослужащих в два раза.
Одновременно необходима модернизация вооружения. В частности, военный бюджет увеличился, по сравнению с 1999 годом, с 3,5 миллиардов до 9 миллиардов долларов США. Но 70 процентов этих средств идет на денежное содержание, размещение военнослужащих и их семей и на содержание устаревшей инфраструктуры, в том числе и складов с миллионами плащнакидок. Доля современного вооружения составляет меньше трети арсенала. В США соотношение обратное. Там министр обороны расходует 70 процентов своего бюджета на новые вооружения и исследования в военной области.
Учитывая нужду, план Путина предусматривает организацию финансирования большей части новых разработок и закупок за счет экспорта российского вооружения. В этом есть риск: если лопнут один или несколько подписанных крупных проектов сотрудничества в военной сфере, например, с Индией или Китаем, у Москвы не будет денег для закупок танков и пушек. Например, "боевой самолет пятого поколения" должен разрабатываться при техническом сотрудничестве и на деньги инвестора Индии. Но если индийские вооруженные силы подыщут более выгодного поставщика, Военно-воздушные силы России тогда, возможно, не получат нового высокотехнологичного истребителя.