14 февраля 2002 года. Вчера репортерам газеты "The Guardian" от источников в дипломатических кругах стало известно, что Пентагон (министерство обороны США - прим. пер.) и Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США начали подготовку к нападению на Ирак с целью отстранения от власти Саддама Хуссейна (Saddam Hussein), которое начнется скорее всего позднее в этом году и в котором примут участие до 200 тысяч американских военнослужащих. Военный кабинет президента США Джорджа Буша-младшего (George W. Bush), известный как "комитет принципалов" ("principals committee"), в конце января на определяющей встрече согласился с тем, что политика сдерживания (Ирака - прим. пер.) не принесла результатов, и что следует предпринять активные меры для свержения иракского лидера.
Но, по свидетельству источника в американском разведывательном сообществе, знакомого с проводимыми в ЦРУ подготовительными мероприятиями, планы параллельных открытой и тайной войн оказались на столе у президента США только несколько дней назад. "Я буду держать их (эти планы) поближе к моей жилетке. Саддаму Хуссейну следует понять, что я серьезно отношусь к защите нашей страны", - сказал вчера г-н Буш-младший. После решения "комитета принципалов" государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell), который в нынешней администрации считается "голубем", сознательно присовокупил свой голос к призывам "изменить правящий режим" в Ираке. "Мы изучаем разнообразные возможности достижения поставленной цели", - сказал он сенатскому комитету по бюджету. Предварительный план военной кампании США против Ирака разработан на основе чрезвычайного плана, подготовленного комитетом начальников штабов вооруженных сил США и предусматривающего использование группировки численностью 200 тысяч человек, основная часть которой вторгнется в Ирак из Кувейта. Может, однако, случиться, что фактическая численность этой группировки будет не такой большой, если будет принято решение в большей мере положиться на тайные операции и войска специального назначения.
Центральное командование (вооруженных сил США - прим. пер.) уже развернуло передовой штаб в зоне Персидского залива, откуда каждый из трех видов вооруженных сил будет координировать ведение боевых действий. Штаб военно-воздушных сил находится на авиабазе Принц Султан в Саудовской Аравии, штаб сухопутных войск - в Кувейте, тогда как штаб военно-морских сил - в Бахрейне. Ожидается, что в ближайшие дни, через несколько недель после ухода основной части морских пехотинцев США из Афганистана, в Бахрейн передислоцируется также штаб формирования морской пехоты.
США, Израиль и Турция в этом году должны были провести совместное учение под условным наименованием "Anatolian Eagle", но теперь как признак ускоренной подготовки к военной кампании в Ираке решено провести в ближайшие месяцы целых три военных учения, центром которых станет турецкая военно-воздушная база Конья. Эта база - наряду с базой Инжирлик - может быть использована как район сосредоточения авиации для ударов по территории Северного Ирака.
Сообщается, что органы военного планирования в Пентагоне очень озабочены планом войны против Ирака, поскольку иракский лидер, понимая, что, в отличие от прошлой войны в Персидском заливе, на этот раз на кону окажется его собственная судьба, может прибегнуть к использованию химического и биологического оружия против сосредоточений американских войск и против объектов в Израиле. Предполагается свести к минимуму эту опасность посредством интенсивных воздушных бомбардировок позиций ракет, но генералы, как сообщается, по-прежнему исключительно встревожены тем обстоятельством, что им не удается до конца устранить все риски.
Скрытная война ЦРУ предусматривает вооружение и подготовку курдских повстанцев в северной части Ирака и шиитских сил в Кувейте. С этой целью в Кувейт направлены инструкторы ЦРУ и войск специального назначения армии США, которые, возможно, уже приступили к работе. А тем временем ЦРУ и войска специального назначения в ближайшие месяцы начнут кампанию саботажа и диверсий и информационную войну. ЦРУ почти не верит в военные возможности оппозиционного движения Ирака, так называемого Иракского национального конгресса, но все же начало интенсивные консультации с его лидерами относительно подготовки, тылового обеспечения и вооружения сторонников этого движения.
Как ожидают, толчком к развязыванию новой войны может послужить предполагаемая через три месяца ссора по поводу отказа Ирака разрешить вернуться в страну инспекторам Организации Объединенных Наций (ООН) по вооружениям. Союзники Америки судорожно хватаются за надежду на то, что военной акции Соединенных Штатов против Ирака удастся избежать, если Багдад согласится на безусловную и ничем не ограниченную деятельность инспекторов по вооружениям, когда в мае в ОООН в очередной раз будет обсуждаться вопрос о режиме международных санкций против Ирака. Однако иракский вице-президент Таха Рамадан (Taha Yassin Ramadan) вчера заявил, что не видит необходимости возврата в его страну "шпионов" из состава инспекционных групп ООН. Один американский дипломат заявил, что считает очень маловероятным согласие иракского режима на строгую программу инспектирования, которой будут добиваться Соединенные Штаты.
Как выразился один источник в американском разведывательном сообществе, Белый дом (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.) "не захочет принять "да" как ответ", давая тем самым понять, что Вашингтон специально спровоцирует кризис. Он добавил, что, по его расчетам, война начнется вскоре после майского ультиматума.
Американские союзники на Ближнем Востоке были проинформированы, что решение напасть на Ирак уже принято, и дипломаты из различных стран региона вчера говорили, что примирились с неизбежностью войны, которая, возможно, создаст угрозу для стабильности целой цепочки арабских режимов. "Это кошмарная ситуация для нас, - сказал один арабский дипломам в Вашингтоне. - Мы чувствуем, что американцы примут очень решительные меры, и мы должны быть готовыми к такой реалии. Однако люди на улице станут рассматривать эти меры не как безобидную попытку восстановления порядка, но как проявление американского империализма".
Франция, Германия и другие члены Европейского Союза торопятся встать в очередь, чтобы заявить г-ну Бушу-младшему о том, что они не станут поддерживать его военную акцию против Ирака. Немецкий министр иностранных дел Йошка Фишер (Joschka Fischer) на этой неделе присоединился к французскому министру иностранных дел Юберу Ведрину (Hubert Vedrine), публично озвучив свою озабоченность по поводу политики Соединенных Штатов в отношении Ирака. Но (премьер министр Великобритании) Тони Блэр (Tony Blair) и министр иностранных дел Великобритании Джэк Стро (Jack Straw) отказываются присоединиться к возмущенным выступлениям английской общественности.
Вчера один чиновник внешнеполитического ведомства заявил, что военная акция не является "неизбежно близкой, это вопрос нескольких месяцев". Позднее представитель по связям с общественностью министерства иностранных дел Великобритании сказал: "Премьер-министр с самого начала четко дал понять, что эта кампания будет состоять из двух фаз: первая фаза сосредоточится на Афганистане, а вторая займется различными аспектами международного терроризма. В этом контексте нам следует заняться такими вопросами, как оружие массового поражения".
Между государственным департаментом США и министерством иностранных дел Великобритании проводятся регулярные консультации по вопросам стратегии в отношении Ирака. Представитель министерства иностранных дел сообщил: "Мы будем и дальше консультироваться с нашими союзниками, а в соответствующий момент мы обсудим также конкретные способы действий". За те месяцы, что прошли после 11 сентября, министерство иностранных дел неоднократно исключало возможность военной акции против Ирака, кроме разве что регулярных воздушных налетов на приграничные объекты на его границе с Саудовской Аравией и Кувейтом. В то время чиновники министерства заявляли, что нет никаких свидетельств, которые указывали на связь Ирака с террористической деятельностью.
Как ожидается, Саудовская Аравия, Иордания и Турция - американские союзники, которые граничат с Ираком - в результате нового вооруженного конфликта понесут существенный экономический и политический урон. По подсчетам Иордании, она потеряет от прекращения поставок дешевой иракской нефти 800 млн. долл. США; она уже начала намекать на необходимость выплаты ей компенсации.