Своим решением о создании в России четырех епископатов Папа разворошил осиное гнездо. Как уже сообщалось, русская православная церковь тут же выступила с резкой критикой этого шага. Во вторник вечером Святой Синод и Патриарх Алексий II выступили с грозным заявлением протеста. В нем решение Ватикана названо недружественным шагом, который разрушает надежды на нормализацию давно испорченных отношений между двумя церквями.
Нормальные религиозные услуги или обращение в другую веру?
В чем причина российского возмущения по поводу шага, который Ватикан изображает как меру чисто техническо-административного характера? По мнению православных, создание четырех епархий свидетельствует об экспансионистских намерениях католической церкви в России. Ее обвиняют в том, что она заботится не только о духовном здоровье своих традиционных сторонников, но и хочет заняться миссионерством, и это - в районе, традиционного влияния православной церкви.
Обвинения в "ловле душ" (прозелитизме) явление не новое, но если исходить из гневной реакции, то руководство православной церкви нашло теперь, очевидно, окончательное подтверждение своему недоверию. В России католицизм исповедуют 1,3 миллиона человек (один процент населения). Большинство из них - это представители польского, литовского и немецкого меньшинств. Если до революции большинство католиков проживало в западных областях царской империи, то сегодня в результате волны, связанной со ссылками и миграцией, католические приходы есть в Сибири. В соответствии с положениями местного российского законодательства католическая церковь как одна из традиционно представленных в России конфессий меньшинств, таких, как ислам или буддизм, занимает относительно привилегированное положение. Но православная церковь ревниво следит за тем, чтобы этнические русские, которых она рассматривает в качестве своих овечек, не переходили в другие христианские общины или секты. Объявленное создание всероссийской католической администратуры Патриарх рассматривает как свидетельство того, что Папа видит в качестве потенциальной паствы своей церкви все население России.
После развала Советского Союза Ватикан создал в России четыре так называемые апостольские администратуры с резиденциями в Москве, Саратове, Новосибирске и Иркутске. Как представляют в Ватикане, с их расширением до епископатов ничего не меняется, кроме того, что устаревшие администратуры будут заменены на обычную для всего мира форму организации церкви в виде епископатов. Глава российских католиков, урожденец Польши епископ Тадеуш Кондрушевич (Tadeusz Kondrusiewicz) получит в будущем сан митрополита и епископат с резиденцией в Москве. В Саратове - месте прежнего скопления поселенцев поволжских немцев, - а также в сибирских городах Новосибирск и Иркутск работают два немецких и один польский епископы. Кондрушевич отвергает обвинения в миссионерстве среди православных и называет создание епископатов восстановлением исторической справедливости. По его словам, на земле русской империи епископаты существовали уже в 14 веке. Существует также исторический прецедент назначения католического митрополита. Руководство православной церкви тоже ссылается на историю. В этих четырех городах никогда не было католических епископов, говорит оно, почти все упоминавшиеся епископаты в прошлые века существовали в западных областях царской империи, которые сегодня в состав России не входят.
Лопнувшая надежда на диалог
Последний спор выдает глубоко сидящий у Русской православной церкви страх перед Ватиканом в то время, как с российскими мусульманами, например, Патриарх поддерживает намного более спокойные отношения. Недовольство православной церкви можно объяснить тем, что за семьдесят лет советской власти она сильно ослабла и, несмотря на церковный ренессанс, начавшийся в 1991 году, по-прежнему далека от восстановления своего прежнего особого положения в обществе. Вместо этого она вынуждена наблюдать, с какой динамичностью развиваются католические и протестантские общины. В этой ситуации программы этих церквей по собирательству свих верующих тут же воспринимаются как попытки обращения в свою веру православных. К тому же Русская православная церковь замешена с Ватиканом в споре на Украине и подвергла резкой критике визит туда Папы летом прошлого года.
Несмотря на это, в последнее время открывалась перспектива для межконфессионального диалога. В конце февраля ожидался визит делегации папского престола. И теперь российская сторона чувствует себя особенно задетой. Она пригрозила разорвать все отношения с Ватиканом. Папа Иоанн Павел II (Johannes Paul II) теперь уже вряд ли дождется приглашения посетить Россию, которого он так ждал.