Индийский самолет с несколькими министрами и генералами на борту сбит над территорией индийской части штата Кашмир. Нью-Дели в ответ наносит ракетный удар по предполагаемым базам террористов в Пакистане. Правительство Исламабада начинает контратаку, используя сдерживающие виды вооружения, но пакистанские генералы, отдавая себе отчет в недостаточной военной мощи Пакистана, наносят удар с использованием ядерного оружия по индийской столице. Идет 2003 год, и только что началась первая в истории ядерная война.
Этот предполагаемый случай изучают будущие морские десантники вооруженных сил США в военно-морском училище: согласно расчетам предполагается, что жертвами первого взрыва в Нью-Дели станут два миллиона человек. Несмотря на то, что этот доклад был составлен еще до начала разгорающегося в настоящий момент кризиса, описываемая ситуация имеет вызывающее беспокойство совпадение с тем, что на протяжении нескольких последних недель происходит на Индийском полуострове.
Вместо описанного выше взрыва самолета с официальными лицами, предпоследнего столкновения между двумя ядерными державами, имело место нападение исламских боевиков на индийский парламент в декабре прошлого года. Индийское правительство рассматривает возможность нанесения ударов по базам в Пакистане, если произойдут новые нападения. "У нас есть право отвечать на действия террористов, как и у США", - сказал премьер-министр Индии Атал Вахари Ваджпайи (Atal Bahari Vajpayee).
800000 солдат, которые Исламабад и Нью-Дели выставил вдоль линии контроля, разделяющей оспариваемую территорию штата Кашмир, представляют собой самую крупную мобилизацию вооруженных сил со времен последней войны 1972 года. В случае начала конфликта, какова степень риска, что будет использовано ядерное оружие?
Исследование, основанное на знании количества обогащенного плутония и урана, имеющегося в распоряжении обеих стран, показывает, что Индия владеет от 45 до 95 ядерными боеголовками, в то время как Пакистан - 30-52 боеголовками. Если во времена холодной войны большое число ракет, находившихся в распоряжении Советского Союза и Соединенных Штатов, стало превентивным элементом - обе державы могли быть разрушены - то в случае с Индией и Пакистаном происходит прямо противоположное: ограниченное число ядерных боеголовок увеличивает искушение применить их, при отсутствии обоюдного доверия и опасения оказаться в безвыходном положении, если противник нападет первым.
Механизмы безопасности
Самую большую озабоченность у США и Европы вызывает отсутствие механизмов безопасности вокруг индийского и пакистанского ядерных арсеналов, направленных на то, чтобы предотвратить ответный ядерный удар, в случае, если одна из стран допустит ошибку в расчетах.
Отсутствие отношений между премьер-министром Индии Ваджпаи и президентом Пакистана Первезом Мушаррафом (Pervez Musharraf) и совместной программы ядерной безопасности превратили Кашмир в самую опасную границу в мире. Эксперты настаивают на том, что необходимо создание, как это произошло во времена холодной войны между американцами и русскими, ступенчатой системы предупреждения, для того чтобы предотвратить катастрофу. О ядерных программах обеих стран известно очень немногое, за исключением того, что оба правительства намерены, проводя гонку вооружений, увеличивать и расширять свой потенциал.
Вашингтон полагает, что ни одна из сторон не имеет в своем распоряжении отлаженной и надежной цепочки управления ядерным арсеналами. "Наше оружие находится в надежных руках", - заверяет генерал Мушарраф, реорганизовавший развертывание своего арсенала в октябре прошлого года, опасаясь, что исламские группировки в будущем смогут получить эти виды вооружения в свои руки. В случае с Индией, ядерная кнопка находится в руках премьер-министра.
Эксперты совпадают во мнении, что ни тот ни другой случай исключают возможность того, что исследование, проведенное в военно-морской школе США, станет в определенный момент явью. Вывод заключается в том, что Запад должен отказаться, по причине ее маловероятности, от преследуемой им цели, что Пакистан и Индия оставят свои программы по ядерному вооружению, и сконцентрироваться на том, чтобы эти программы стали более безопасными.