После террористических актов, совершенных 11 сентября, Владимир Путин заявил о своей солидарности с американским народом и приказал приспустить российский флаг над Кремлем. Одновременно он объявил об участии в международной антитерроистической коалиции, которую собирал президент Джордж Буш (George Bush).
Популярный глава Кремля выступил, таким образом, однозначно против большинства народа: согласно опросам, 54 процента россиян были за соблюдение нейтралитета в конфликте, только 20 процентов опрошенных были сторонниками активного участия в антитеррористической коалиции и столько же выступили за оказание поддержки афганскому режиму "Талибан". Удивительно, но это, однако, никак не повредило популярности президента. Напротив, опрос, проведенный в декабре 2001 года рейтинг популярности, составивший 73 процента, оказался выше прошлогоднего (73 процента).
Но решающим для успеха стратегии Путина будет то, насколько она окажется выгодной для России. Путин с самого начала дал ясно понять Вашингтону, что он ожидает с его стороны большего понимания российских интересов. И вот как же теперь обстоят дела для России в наиболее чувствительных для нее сферах, каков промежуточный итог сделки Путина с Западом.
Контроль над вооружениями. Выходу США из Договора по ПРО от 1972 года (запрещает развертывание широкомасштабной системы противоракетной обороны) Москва не смогла противопоставить ничего, кроем риторики. Администрация Буша продолжает реализовывать планы создания системы противоракетной обороны. Но Россия в то же время может надеяться на подписание формального договора по вопросам ядерных вооружений, к чему она очень стремится. Согласно этому документу, количество ядерных боеголовок у обеих сторон должно быть сокращено с нынешних 6 000- 7 000 единиц более чем на две трети.
Готовность подписать такой договор (это может произойти во время визита в Москву президента Буша в мае), о чем заявил государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) означает, что Вашингтон вполне очевидно меняет свою прежнюю точку зрения (только неформальные договоренности). Россия вряд ли в состоянии поддерживать с боеготовом состоянии свой ракетный арсенал, сокращение количества боеголовок поможет, кроме того, перебросить деньги на срочно необходимую модернизацию армии.
Средняя Азия. США заверили Россию, что они не собираются содержать в Средней Азии - в российском "подбрюшье" - военные базы на постоянной основе. Но ограниченное по времени военное присутствие американцев, на период антитеррористической операции, в интересах России, поскольку оно обеспечивает стабильность, экономит деньги России на проведение своих собственных дорогостоящих операций и дает возможность обратить большее внимание на реформирование армии. Одновременно афганское переходное правительство уже заявило о "своем исключительном интересе" к российским поставкам вооружения.
Расширение НАТО. Путин, судя по всему, уже смирился с предстоящим приемом в НАТО трех республик Балтии: Эстонии, Латвии и Литвы. В обмен на это, для успокоения своих собственных ястребов, он ожидает налаживания особых отношений с западным альянсом, которые материализуются через существующий Совет НАТО-Россия.
Кроме того, изменения, происходящие в характере НАТО, не могут не замечать в России даже самые несговорчивые ястребы. В антитеррористической войне, которую ведут США все остальные партнеры, несмотря на официальное (впервые в истории) объявление о наступлении случая нападения на одного из союзников, выполняют всего лишь роль статистов. А расширение НАТО расширит, более чем вероятно, ее политическую, а не военную составляющую. Это более чем вписывалось бы в пропагандируемую Москвой концепцию коллективной безопасности.