То, что случилось с этой матерью, 45- летней российской гражданкой, напоминает эпизод из романа Кафки. Когда однажды она проснулась одна в своей квартире в пригороде, воскресным декабрьским утром, она поняла, что ее 18-летний сын, Сергей, исчез. Трехдневные поиски привели ее из районной призывной комиссии в центр зачисления призывников, а затем, вместе с другими родителями - на платформу вокзала, где она, наконец, смогла встретиться взглядами со своим сыном. Молодой человек, уже одетый по-военному, успел только сказать ей, что в то утро в пять часов утра пришел милиционер из районного отделения, чтобы забрать его и отвести в военкомат. Чтобы урегулировать простую формальность, сказал он. На самом деле, чтобы направить молодого человека в одну из астраханских частей. В армии сочли этого юношу годным к военной службе, несмотря на отсрочку в связи с обучением в техническом колледже, где он учился на механика. Причина - неправильно заполненный аттестат зрелости. Тем хуже для школы, раз у них не было других аттестатов!
Волна уклонений. Случай с Сергеем - лишь один из тысячи примеров насильного призыва, к которому каждый год прибегает московская милиция и военные власти, чтобы выполнить норму набора, в связи с беспрецедентной волной уклонений. В декабре, с приближением срока окончания осеннего призыва, милиция организовала настоящую охоту на призывников, заявила президент Комитета солдатских матерей, Валентина Мельникова, получившая около 40 жалоб от безутешных родителей. "Облава началась в конце ноября, и шла волнами, причем пик задержаний приходился на пятницу. Людей брали в метро, в кафе, на дискотеках. Один молодой отец был схвачен прямо на улице, где он гулял со своим пятилетним ребенком", - рассказывает она. "Эти методы не новы, но в последние годы милиция не обращает внимания на отсрочки", -говорит эта воинственно настроенная женщина. Эти облавы вновь оживили споры о переходе на профессиональную армию и о праве на альтернативную службу, поскольку призыв в период войны в Чечне стал предметом ненависти и страха многих семей.
Реформа отложена. Решение о реформе вооруженных сил было принято Борисом Ельциным во время президентской кампании 1996 года, но ее выполнение, несомненно, затянется, несмотря на то, что идея была поддержана Владимиром Путиным. Ельцин обещал, что призыв в армию прекратится в 2000 году. Сегодня переход армии на профессиональные рельсы планируется осуществить не раньше 2010 года.
Риск быть отправленными на войну - не единственная опасность, которая ожидает молодых призывников, которых часто направляют служить за тысячи километров от дома. Дедовщина, болезни, если не плохое питание, каждый год стоят жизни 3500 молодым призывникам, по данным Комитета солдатских матерей. И значит, все средства хороши для того, чтобы избежать службы, и с каждым годом число уклонистов растет. "Московские новости" пишут, со ссылкой на слова полковника Владислава Путилина, что этой осенью на призывные пункты не явилось 33500 человек, против 27500 прошлой весной.
Компромисс. Все ждут реформы военной службы, которая в настоящий момент длится два года. Начало было положено вчера, с выходом законопроекта о гражданской службе для молодых людей, которые не могут брать в руки оружие по этическим или религиозным мотивам. Их право на отказ от призыва было признано конституцией 1993 года, но не стало темой отдельного закона. Правительство предложило компромиссный вариант между проектами генерального штаба и группы депутатов. Как и требовали военные власти, альтернативная служба будет вдвое дольше военной, но лица, отказывающиеся нести службу в рядах вооруженных сил, смогут работать в больницах, интернатах и пожарных частях, в то время как армия желала видеть их на интендантской службе на военных базах. Новый закон лишь обозначает начало реформирования воинской службы, сроки которой многие депутаты и даже председатель Совета Федерации желают сократить до 6 месяцев.