Вчера правительство России поставило точку в многолетнем споре и одобрило проект соответствующего закона о введении гражданской службы. Российская Конституция уже с 1993 года дает молодым людям право, если те не могут служить в армии по религиозным мотивам, проходить взамен гражданскую службу. Однако армии до сегодняшнего дня удавалось успешно блокировать реализацию положения Конституции. И вот теперь правительство, судя по всему, было вынуждено начать действовать. С одной стороны, растет число отказников от военной службы, которые в своих действиях ссылаются на свои основополагающие права. Одновременно два субъекта Федерации пошли недавно на свой страх и риск на эксперимент, предоставив призывникам возможность прохождения альтернативной гражданской службы. Например, в Нижнем Новгороде 20 парней работают в качестве санитаров в больнице. Однако военные считают этот эксперимент незаконным и отдали распоряжение о призыве этих молодых людей в армию.
Существует масса лазеек
Военная служба в России очень непопулярна. Об этом свидетельствует не только большое число дезертиров, но и те хитроумные попытки, с помощью которых молодые люди стремятся избегать призыва в армию. Недавно стал известен случай с одним из военнообязанных в Сибири, который, чтобы уйти от призыва, быстро женился на одинокой женщине и усыновил ее ребенка: отцы от призыва освобождаются. Чаще бывает так, что призывники покупают за несколько сотен долларов справку о своей непригодности для военной службы. Благодаря наличию различных лазеек от армии увиливают, по разным оценкам, от 15 до 30 процентов военнообязанных молодых людей. Тем же, кто все же оказывается в вооруженных силах, в основном это парни из бедных семей или молодые люди, не имеющие связей, грозит пресловутая "дедовщина" (издевательства со стороны солдат старших годов призыва, которые часто кончаются смертельным исходом) или отправка на войну в Чечню, где за последние годы погибли тысячи военнообязанных.
Поэтому служба в военной форме приводит в ужас не только из пацифистских или религиозных соображений. Армейское руководство, естественно, предприняло все усилия, чтобы разработать по возможности такую концепцию гражданской службы, которой бы боялись. Оно опасалось, что в ином случае число призывного контингента будет продолжать сокращаться. Однако в январе Министерство обороны натолкнулось со своим драконовским проектом на сопротивление. Один из влиятельных членов правительства сказал тогда, что все это напоминает ему колонию для преступников, а не гражданскую альтернативную службу. Критикам больше всего не нравилась, прежде всего, продолжительность гражданской службы, предлагалось установить срок в четыре года, а также тот факт, что "альтернативщики" должны проходить свою службу в рамках военных структур и вдали от места проживания.
За этим последовала необычная для России широкая и живая дискуссия. Правительство передала инициативу по разработке проекта из рук военных Министерству труда и социального развития. Оно привлекло депутатов либерального толка и разработало компромиссный вариант, который теперь представлен парламенту. Но даже в своей нынешней редакции проект не обещает "альтернативщикам" сладкой жизни. В частности, он пугает введением большой продолжительности гражданской службы. Она в два раза больше обычной военной службы и составляет четыре года. Более короткий срок службы предусмотрен для "альтернативщиков", которые готовы исполнять свою гражданскую службу в рамках военных структур. Чтобы оградить их от унижений и издевательств со стороны солдат, они должны размещаться отдельно. Как и в случае с военной службой для "альтернативщиков" вводятся льготы, связанные с получением высшего образования. Для них в этом случае срок альтернативной службы сокращается вдвое.
Применение "альтернативщиков"
В отличие от предложений армейского руководства, "альтернативщики" смогут исполнять свою работу в местах проживания. При этом в правовом плане они приравниваются к обычным рабочим, могут жить дома, получают за проделанную работу зарплату. Впрочем, зарплата будет минимальной, так как платят за работу в социальной сфере столько, что заработанного не хватает даже для физического выживания. В каких областях найдут применение "альтернативщики", пока не установлено. Правительство имеет в виду уход за больными и престарелыми, работу в качестве пожарных и сотрудников органов по устранению последствий стихийных бедствий.
Спорным остается вопрос о "проверке причин отказа от военной службы по мотивам совести". Дискуссия на этот счет походит на дискуссию, которая развернулась в середине 90-х годов в Швейцарии. Критики проекта, такие, как Комитет солдатских матерей, приводят аргумент, что для внутренних убеждений не может быть доказательств. Однако правительство считает, что простого заявления на прохождение гражданской службы недостаточно. Призывные комиссии обязаны проверить аргументы заявителя и в случае необходимости потребовать доказательства. Даже если парламент одобрит проект в оперативном порядке, альтернативная служба может быть введена не ранее 2004 года. Наблюдатели высказывают предположение, что новым предложением воспользуется лишь небольшой процент призывников: люди, которые готовы страдать за свои убеждения. Те же, кто хочет избежать военной службы, будет и впредь прибегать к взяткам или использовать для этого другие лазейки.