Прово, штат Юта, США. Российская хоккейная легенда Слава Фетисов говорит, что, когда он в 1989 году впервые попытался уйти из армейской команды Советского Союза, чтобы играть среди профессионалов в Северной Америке, министр обороны его страны угрожал отправить его с семьей в Сибирь. Представьте удивление г-на Фетисова, когда через десятилетие никто иной как российский президент Владимир Путин начал его обхаживать, чтобы он вернулся на родину. Г-н Фетисов прилетел в Москву, чтобы получить Звезду Героя, и тогда г-н Путин усадил его за двухчасовой ланч. Они говорили о роли спортсменов в обществе, о потребности детей в спортивных идолах и о той потенциальной роли, которую г-н Фетисов может сыграть в новой России. С тех пор они еще трижды встречались для подобного рода бесед.
Однако настоящий шок случился в августе прошлого года, когда Федерация хоккея России уволила своего олимпийского тренера и заменила его г-ном Фетисовым, который является также помощником главного тренера команды "New Jersey Devils" из Североамериканской Национальной хоккейной лиги (National Hockey League - NHL). Люди, знакомые с этим делом, говорят, что лично г-н Путин приложил к этому руку. "Я не хочу в это влезать, - говорит г-н Фетисов, который здесь, на площадке Peaks Ice Arena, следит за потенциальными соперниками.
Первая игра российской команды состоится в пятницу, а в субботу эта команда играет против американцев, что всегда является очень зрелищным и волнующим событием. Специалист по дзюдо и фанатик здорового образа жизни, г-н Путин сказал г-ну Фетисову, что полетит в Солт-Лейк-Сити, если его команда выйдет в финал соревнований по хоккею. Но это лишь символизирует приверженность г-на Путина более широкой, долговременной цели, которая является составляющей его общих политических амбиций.
Г-н Путин надеется к летней Олимпиаде 2004 года в Афинах восстановить Россию в ее прежней роли советских времен как первой в мире олимпийской державы. С этой целью он использует публичные выступления для привлечения спонсоров, федеральный бюджет для субсидирования спортсменов и свой персональный престиж для возврата на родину уехавших за рубеж российских спортсменов вроде г-на Фетисова.
В данный момент трудно увидеть признаки того, что Россия возвысится в Солт-Лейк-Сити, где пять медалей в начале соревнований в четверг позволили ей занять общее пятое место. Четыре года назад, на Олимпиаде в Нагано, Россия заняла разочаровывающее третье место, после Германии и Норвегии. Где эффект Путина дает самые быстрые результаты, так это в привлечении олимпийских спонсоров. Пресс-секретарь Олимпийского комитета России Геннадий Швец в этом году назвал 22 спонсоров, тогда как на Олимпиаде в Сиднее в 2000 году и на зимних Олимпийских играх в Нагано в 1998 году их было не более полудюжины. В их число входят ОАО "Лукойл" и "Тюменская нефтяная компания", русский филиал "Coca-Cola Co" и ОАО "Сбербанк". Г-н Швец говорит, что спонсоры дают каждый от 300000 до 500000 долл. США. "Он (г-н Путин) им посоветовал дать деньги Олимпийскому комитету России", - говорит г-н Швец. Александр Чернов из московской брокерской фирмы "Тройка-Диалог", который месяц назад стал главным финансовым консультантом российского олимпийского спорта, видит три причины, почему спонсоры сказали "да". Первая, российская экономика стала сильной, поэтому они могут это себе позволить. Вторая, экономическое соперничество усиливается, и товары с олимпийской символикой продаются лучше. Третья, даже в более свободной России не вредно иметь на своей стороне самого главного спортивного болельщика страны. "Они думают: если я помогу спорту, президент, которого я уважаю, это отметит. Он станет лучше думать обо мне", - говорит г-на Чернов.
Хотя все это может звучать как еще один признак возврата к авторитаризму в советском стиле, г-н Чернов думает иначе. Он заявляет, что г-н Путин просто-напросто пытается ускорить переход, который давно уже неизбежен, от машины спорта, которой руководят чиновники старого стиля, к такой, которая приводится в действие свободным рынком. "Есть лишь одна причина, почему мы здесь, в фирме "Тройка-Диалог", решили принять участие в финансировании Олимпиады, - говорит г-н Чернов. - Спорт - это бизнес, такой же, как хлебопечение или выпуск "Кока-Колы". Тут вращаются огромные деньги, и мы должны в этом участвовать".
Его компания, в числе прочих задач, советует российским спортивным звездам относительно того, как лучше всего вкладывать полученные призовые деньги и получить доступ к разрешениям на рекламу. В этом году Олимпийский комитет г-на Путина предлагает по 50000 долл. США за каждую золотую медаль, по 30000 - за серебряную медаль и по 20000 - за бронзовую медаль. Он также одобрил план платить 1000 лучших атлетов страны по 500 долл. США в месяц - примерно в пять раз больше среднестатистического заработка в сумме 3262 рубля. Первого января эта стипендия будет распространена на 3000 лучших спортсменов. "Путин решил, что его целью должно стать первое место России в Афинах", - говорит г-н Швец.
Однако на нынешней Олимпиаде самым запомнившимся российским моментом был негативный. Присуждение золотой медали по парному фигурному катанию дуэту в составе Елены Бережной и Антона Сихарулидзе заставило многих людей говорить о судейской ошибке. Фигуристы отпраздновали это событие очень скромно: они собрались с друзьями и представителями российских средств массовой информации (СМИ) на складе обмундирования и снаряжения команды, расположенном в переоборудованной конторе по найму жилых помещений одного жилого комплекса в Солт-Лейк-Сити, втиснутой между мастерской по замене масла в автомобилях за 10 минут и салоном стриптиза. Виртуоз фигурного катания Тамара Москвина, их тренер и агент ("это для меня единственный способ выживания"), была менее озабочена недовольными высказываниями по поводу результатов соревнования, чем тем, как ей теперь превратить их золотые медали в длительную прибыльную карьеру и в контракты на поддержку от спонсоров. Призывы г-на Путина пока что не побуждают российские компании к заключению крупных контрактов с индивидуальными фигуристами. " Мои подопечные, выигравшие золотые медали, пока не имеют ни одного спонсора", - говорит она.
Американские рекламные агентства и гастролирующие шоу на льду обращаются к россиянам только после своих доморощенных звезд. Понятно, что канадская пара, завоевавшая серебряные медали - и восхищение толпы, присутствовавшей на арене и следившей за выступлениями по телевизору - в финансовом отношении получат куда большие выигрыши, чем российские золотые медалисты. Г-жа Москвина говорит, что ледовые шоу вроде "Champions on Ice" в типовом случае платят россиянам треть того, что получают американские звезды. "Они им нужны для заполнения программы", говорит г-жа Москвина, которая вырастила четыре пары золотых медалистов и четыре пары серебряных медалистов.
Хотя в России все еще выращивают звезды, г-жа Москвина озабочена будущим того, что в свое время называли величайшей машиной для получения медалей в мире. "Высококвалифицированные тренеры все уехали или же сочетают тренерскую работу в России с работой за рубежом", - говорит она. Многие из тех, кто работал на менее высоких уровнях, также переехали". В самом деле, г-жа Москвина сама подалась на Запад за деньгами. Она теперь живет и работает в Нью-Джерси, в клубе "Ice House Hackensack", комплексе с четырьмя ледовыми аренами, где она тренировала пару, выигравшую золотые медали, а также занявшую пятое место американскую пару в составе Куоко Ина (Kyoko Ina) и Джона Циммермана (John Zimmerman). Она не предлагает извинений за то, что переехала в Америку, где она может выставлять своих русских фигуристов на самый важный для них рынок и предлагать их вниманию СМИ, зарабатывая достаточно, чтобы жить самой и содержать их. Г-жа Москвина использует заработанные ею на подготовке менее талантливых американцев деньги для субсидирования своих усилий по удержанию россиян на высших местах. В Америке лучшие тренеры могут зарабатывать до 1000 долл. в час, тогда как в России они получают не более 200-300 долл. в месяц.
Россия все еще имеет шанс выиграть свою долю медалей, и традиция настолько сильна, что великие фигуристы будут появляться и дальше, хотя они зачастую тренируются на плохо содержащихся и слабо обогреваемых ледяных аренах. "Мы - такой народ, который может справляться с трудностями, - говорит она. - Мы выживаем в любых условиях. Но будущее в опасности". Она прогнозирует, что прежде, чем свободный рынок создаст замену тому, что в свое время построило государство, России нужно будет иметь родителей среднего класса, готовых платить за обучение своих детей фигурному катанию. Она поймет, что пора возвращаться в Россию, когда какой-нибудь крупный спонсор позвонит ей, чтобы предложить план создания "Школы фигурного катания Тамары Москвиной". "Пока что этого не случилось", - говорит она. НО ее ободряют инициативы г-на Путина, в особенности его усилия остановить резкое падение показателей физического развития и здоровья населения, что он считает вопросом национальной безопасности. Он сказал, что всего5-7% россиян занимаются спортом, что 70% мужчин курят (в три раза больше, чем десятилетие назад) и что русские мужчины имеют среднюю ожидаемую продолжительность жизни 59 лет, почти на 15 лет меньше, чем американцы. Точно так же, как пристрастие к теннису бывшего российского президента Бориса Ельцина послало тысячи россиян на теннисные корты, говорит она, одержимость г-на Путина здоровьем и патриотизмом может иметь двойной эффект, принуждая рядовых россиян к тому, чтобы поддерживать свою физическую форму, а предпринимателей - к тому, чтобы спонсировать спортсменов.
Пока малорослая г-жа Москвина разговаривает, г-н Фетисов неожиданно возникает у нее за спиной и приветственно обнимает ее за плечи. "Я хочу, чтобы мне перепало что-то от твоего золота", - говорит он. "Возьми с меня немного золотой пыльцы и посыпь ею своих хоккеистов", - отвечает она, прислоняя свою маленькую головку к широкой груди г-на Фетисова.
Сорокатрехлетний г-н Фетисов, самый молодой тренер, который когда-либо был у национальной сборной России по хоккею, меньше обеспокоен судьбой российского хоккея, чем г-жа Москвина - судьбой фигурного катания. Тот факт, что так много первоклассных российских игроков все еще приходят играть в NHL, показывает, что дети получают мотивацию, наблюдая за игрой своих героев на Западе. Высшим приобретением NHL в прошлом году был 18-летний россиянин, который играет в тренируемой г-ном Фетисовым олимпийской сборной.
При всем при том г-н Фетисов отлично понимает, что главной причиной, почему он заменил предыдущего тренера российской сборной по хоккею Бориса Михайлова, стала исключительно плохая игра национальной сборной на мировом чемпионате по хоккею 2000 года. Даже при наличии в своем составе многих звезд NHL и играя дома, в Санкт-Петербурге, Россия заняла всего лишь 11-е место - а в прошлом году ей удалось подняться только до 6-го места. Игроки NHL винят в этом руководство. Тренер не знал, как работать с профессиональными хоккеистами, говорят они, а чиновники советской эры, которые все еще заправляют государственным хоккеем, лишили спорт всякого творческого начала.
Многие из игроков добивались, чтобы тренером поставили г-на Фетисова, а кое-кто настаивал, что не станет играть, если он не получит это место. Даже при поддержке г-на Путина потребовалось несколько месяцев, чтобы решить эту проблему. Вмешательство г-на Путина было осуществлено через посредство его персонального тренера по горнолыжному спорту Леонида Тягачева, которого он назначил президентом Олимпийского комитета России. В момент назначения г-на Фетисова г-н Тягачев сказал: "Высшее руководство страны недовольно положением дел с хоккеем". Один кремлевский пресс-секретарь попытался принизить значимость вмешательства президента. "У нас нет документов, подтверждающих, что г-н Путин принял участие в выдвижении кандидатуры г-на Фетисова. Скорее всего это было решение Федерации хоккея России".
Получив новую работу, г-н Фетисов начал трудное дело собирания в российском хоккее эквивалента "золотой" команды американского баскетбола, включив в свою сборную самого популярного в NHL голкипера Николая Хабибулина из команды "Tampa Bay Lightning", Павла Буре из команды "Florida Panthers", который в последние два сезона является самым результативным нападающим, и 18-летнего феномена Илью Ковальчука из команды "Atlanta Thrashers". При таком раскладе прозвучала критика, что это вообще не российская команда. Но, что касается г-на Фетисова, его команда эмигрантских звезд является, по его мнению, "именно тем, что сегодня нужно нашему президенту: доказательством, что старая система не годится, и что его новые россияне могут достигать больших высот".
Это будет непросто. Его команда даже не тренировалась вместе перед выходом в пятницу на лед на свою первую игру с командой Белоруссии, а в субботу предстоит играть с американцами - и это будет самый волнующий матч после чудодейственной победы США в 1980 году. Тогда г-н Фетисов был в числе проигравших. "Это показало, что можно сделать, если отдаваться делу со всем сердцем. Такого чуда никогда прежде не было и скорее всего не будет и потом". Г-н Фетисов говорит, что будет тяжело добиться такой самоотдачи от мультимиллионеров NHL, но что он решит, как этого добиться, когда почувствует атмосферу раздевалки. "Нам предстоит доказать очень многое", - говорит он. Игра в Соединенных Штатах соответствует хорошему стилю жизни, говорит он, но вопрос в том, будут ли игроки выкладываться для России, а не только ради денег. "Нужно инвестировать, - говорит он. - Если вы только берете и берете и ничего не даете взамен, тогда чего стоит ваша жизнь? За нами будет наблюдать множество пацанов. Быть может, мы спасем некоторых из них от наркотиков. Нам нужно дать пацанам какую-то надежду".
Вернется ли он когда-нибудь в Россию, чтобы помогать г-ну Путину воссоздавать российскую машину хоккея дома? "А почему бы и нет, - говорит он. - Я поеду, если могу что-то сделать. Но я не собираюсь возвращаться, если мною опять начнут помыкать".