Президент Пакистана, делая ставку на модернизацию, хочет продолжать управлять охраняемой демократией, отдаленной от интегризма
Президент Пакистана Первез Мушарраф (Pervez Musharraf), шесть лет своего детства провел в Турции, говорит на турецком языке и признает, что Кемаль Ататюрк (Kemal Ataturk), превративший Оттоманскую империю в охраняемую и светскую демократию, именно тот политик, перед которым он преклоняется. После произнесенной 12 января речи, в которой он пообещал раскрыть в Пакистане те структуры, что погрузили страну в пропасть культуры религиозного интегризма и калашниковых, Мушарраф выбрал для реконструкции своей страны турецкую модель.
В том, что касается внешнего окружения, правительство и средства массовой информации Индии, до сих пор сильно сомневаются в намерениях Мушаррафа и в том, смогут ли они послужить для искоренения терроризма в штате Кашмир, хотя внутри страны глава государства за последние несколько недель принял ряд мер, явно демонстрирующих его желание реставрировать демократию и подтолкнуть секуляризацию государства.
Мушарраф подтвердил, что выборы в законодательные и региональные органы пройдут в следующем октябре, как это и было запланировано до 11 сентября и войны против терроризма, начатой Соединенными Штатами, которую его режим решительно поддержал. По словам Мушаррафа выборы будут "свободными, справедливыми и беспристрастными", но реставрация демократии будет не полной, потому как президент, пришедший к власти в октябре 1999 года в результате бескровного государственного переворота, уже объявил, что так или иначе, он будет продолжать управлять страной.
Начиная с прошлой недели, команда юридических советников генерала ищет законные основания, чтобы гарантировать его пребывание у власти. Наиболее вероятным представляется созыв Мушаррафом всенародного референдума, куда будет вынесена на голосование возможность продолжения его президентства на пятилетний срок, а кроме того реформирование существующего распределения власти, установленное пакистанской конституцией, согласно которой пост президента в стране был скорее протокольным, а в действительности власть находилась в руках премьер-министра. Этот пост до прихода Мушаррафа занимал Наваз Шариф (Nawaz Sharif).
В любом случае, Первез Мушарраф ясно дал понять следующее: "Мое пребывание важно для будущего страны", для чего он запланировал "аффинированная демократия", которая позаботиться о том, чтобы избранные гражданские чины не злоупотребляли властью; таким образом генерал открыто намекнул на Наваза Шарифа и Беназир Бхутто (Benazir Bhutto), двух последних премьер-министров, находящихся сегодня в изгнании, против которых заведены уголовные дела по обвинению в убийстве и коррупции, соответственно.
"Аффинированная демократия" Мушаррафа началась с внесения изменений процесс голосования. Эти меры призваны компенсировать избирательные голоса этнических и религиозных меньшинств - индусов, христиан и других - которые до настоящего момента имели право голосовать лишь за одного представителя от своей группы и оставались исключенными из общего процесса подсчета голосов. Среди других изменений также находится запрет на выбор депутатов, не имеющих высшего образования, эта мера направлена на предотвращение прихода к власти лидеров религиозных и популистских экстремистов.
Мушарраф считает, что продолжение его пребывания у власти является необходимым для последовательного проведения мер, направленных на преследование группировок интегристов, связанных с террористами и поддерживающих связь с талибами, для реформы образовательной системы, направленной на ограничение влияния коранических школ (медресе) и для модернизации страны в том, что имеет отношение к культуре и экономике.
Пакистанский президент также хочет усилить сотрудничество своей страны с Соединенными Штатами, несмотря на оппозицию некоторых членов его правительства, отмечающих, что альянс до настоящего времени не дал предполагаемых положительных результатом, особенно это касается конфликта с Индией, которая продолжает пользоваться пониманием со стороны Вашингтона. Салман Хусейн (Salman Hussein) обозреватель пакистанской газеты "The Friday Times" отмечает, что Мушаррафу потребуется "три или четыре года" для того, чтобы обезвредить сеть религиозных интегристов, и что самые радикально-настроенные организации создадут этому серьезную оппозицию. Мушарраф намерен провести секуляризацию исламской пакистанской республики, так как это сделал Ататюрк в Турции, но его забег с препятствиями начинается с частичной демократии и постоянно напряженных отношений с Индией.