Москва, 18 февраля 2002 года. В последние несколько недель дорогим московским отелям и ресторанам прибавилось работы, так как западные инвестиционные банки направляют в российскую столицу многочисленные делегации потенциальных инвесторов, чтобы убедить их расстаться со своими деньгами. После периода, в течение которого казалось, что лучше есть радиоактивные отходы от разбросанных по всей стране ядерных боеприпасов советской эпохи, чем окунаться в российские ценные бумаги или облигации, главные международные фонды внезапно кажутся неспособными проглотить достаточно. Если раньше московские рыночные стратеги отчаянно пытались найти слушателей, чтобы убедить их прийти на рынок, то сегодня они расходуют значительную часть своего времени на поездки в Лондон и Нью-Йорк, чтобы выступить перед заполненными до отказа залами. Специалисты из других стран, страдающих от встрясок в глобальном секторе финансового обслуживания - и в частности, от отрицательного отношения к развивающимся рынкам в большей части остального мира - спешат в Москву, чтобы увидеть, нет ли там какого-нибудь дела для них.
Но, не слишком ли быстро совершается этот поворот на 180 градусов? Существует опасность, что внезапный всплеск интереса к России может закончиться тем, что у всех появится острый приступ несварения желудка. Нет никаких сомнений, что на бумаге российская "история" кажется очень позитивной. Как отмечается в ряде последних докладов Всемирного банка и Организации экономического сотрудничества и развития, изменения за последние два года впечатляют. Впервые в своей истории Россия имеет профицит бюджета. Иностранные долги своевременно обслуживаются. Экономическая либерализация, которая при Борисе Ельцине длительное время тормозилась, с приходом президента Владимира Путина осуществляется быстрыми темпами. Рубль стабилен, темпы инфляции сравнительно низкие, а безработица сокращается.
Было бы несправедливо утверждать, что все это является результатом усиления конкуренции на внутреннем рынке, обусловленной девальвацией августа 1998 года и последовавшим за этим удачным резким подъемом товарных цен, который обеспечил неожиданную прибыль как частным компаниям, так и правительству. В конце концов, правительство могло бы поддаться соблазну использовать этот непредвиденный доход для увеличения расходов, а не заниматься самоограничением в своих расходах. Оно могло бы просто продолжать обслуживать свои внешние долги вместо того, чтобы ускорить выплаты по долгам. А г-н Путин принял меры к тому, чтобы претворить в жизнь предложения, которые безрезультатно обсуждались многие годы. Внезапно Россия получила подоходный налог на физических лиц по плоской шкале в размере 13%, а также упрощенные и менее высокие корпоративные налоги. Сделаны первые шаги в направлении реформирования кодекса законов о труде, разрешения продажи земли и реструктуризации неуклюжей системы государственного пенсионного обеспечения.
Что любопытно, однако, большинство вышеперечисленных шагов уже начинали осуществляться девять месяцев назад. Мало что кардинально поменялось в России с того времени, по крайней мере, в сравнении с масштабами реформ в первые несколько месяцев президентства г-на Путина. Главной переменой, разумеется, является внезапно вспыхнувший любовный роман между Соединенным Штатами и Россией. Год назад американская администрация Джорджа Буша-младшего (George W. Bush) считала, что может попросту игнорировать Россию. Все это изменилось после событий 11 сентября, а если быть более точным, 24 сентября, когда г-н Путин обещал свою поддержку международной коалиции против терроризма. Сегодня два руководителя говорят о своих тесных личных отношениях и доверии.
Отсюда проистекает волна более позитивных заявлений, официальных визитов и хорошей славы. Россия объективно представляет собой также редкий уголок сильного экономического - и рыночного - роста на фоне более мрачной общей картинки. Но самое трудное для России еще впереди. Перед г-ном Путиным и его правительством стоит задача принятия амбициозной серии предложенных ими законопроектов. Реформировать систему налогообложения - одно; убедить потенциальных инвесторов согласиться на это - совсем другое. Отбиваться от тысяч федеральных и местных бюрократов, которые на этом наживаются, будет далеко не просто. Более того, часы новых выборов уже пошли. Парламентские выборы запланированы на следующий год, а срок президентства г-на Путина заканчивается в 2004 году. Однако во многих, надо признать, громадных планах реформ, которые сейчас претворяются в жизнь, есть вторичные спорные и потенциально непопулярные элементы, которые вступят в силу только после этих дат.
Вполне возможно, что это является одной из причин, почему - даже при том, что в московском аэропорту Шереметьево, подчиняясь его ужасающим бюрократическим процедурам, толкутся инвесторы с портфелями предложений - прямые инвесторы продолжают оставаться дома. Прямые иностранные инвестиции в Китай только лишь за прошлый год значительно превысили общий объем инвестиций в Россию за последнее десятилетие. Имеются некоторые примечательные исключения, в том числе данное компанией "Exxon" в конце прошлого года многомиллиардное обязательство по развитию нефтяного месторождения "Сахалин-1" на российском Дальнем Востоке. Но компании, вкладывающие огромные суммы на длительные сроки - опыт и деньги которых, как считают, предлагают самые большие выгоды для строительства более сильной России - по-прежнему опасаются коррупции, бюрократии и нарушений юридических норм.
То, что представляется хорошим на макроуровне, может обернуться разочаровывающими микро результатами. А то, что быстро качнулось в одну сторону - будь то личные отношения между президентами или переход на нормальное корпоративное правление бывших бандитских магнатов - всегда может качнуться обратно.