Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Больше российской нефти для экономики США

Это поможет сократить импорт из Саудовской Аравии и уменьшить возможность шантажа

Больше российской нефти для экономики США picture
Больше российской нефти для экономики США picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После 11 сентября снижение энергетической зависимости США от стран Персидского залива стало любимой темой президента Джорджа Буша, и у России Владимира Путина есть все шансы перехватить у Саудовской Аравии, в течение следующих пяти лет, пальму первенства на поставку нефти в Соединенные Штаты

После 11 сентября снижение энергетической зависимости США от стран Персидского залива стало любимой темой президента Джорджа Буша, и у России Владимира Путина есть все шансы перехватить у Саудовской Аравии, в течение следующих пяти лет, пальму первенства на поставку нефти в Соединенные Штаты. Еще до террористического нападения на Нью-Йорк и Вашингтон Белый Дом поднимал вопрос об избыточной внешней зависимости - 10 миллионов баррелей в день, из который 1,7 миллионов приходятся на Саудовскую Аравию. Правительственной группе под руководством вице-президента Дика Чени (Dick Cheney) было дано задание переработать энергетическую политику по четырем направлениям: обсудить преспективы свободного рынка с Канадой и Мексикой, увеличить объем добычи своих собственных месторождений на Аляске, преодолев сопротивление защитников окружающей среды, построить несколько десятков самых современных атомных и энергетических станций, уменьшить потребление энергии.

11 сентября поставило администрацию Буша перед необходимостью ускорить изменения в энергетической политике в связи с сильным напряжением в отношениях с Саудовской Аравией. Сначала Рияд был против использования военных баз для ведения войны в Афганистане, потом неофициально дал знать о поощрении разрушения американских установок и, самое главное, отказался сотрудничать с ФБР в расследовании по поводу своих граждан - 15 из 19 камикадзе, осуществивших нападение на Америку. К невыносимому холоду отношений последних недель добавилось еще одно обстоятельство: требование правительства Саудовской Аравии не использовать военные базы этой страны в случае возможного нападения на Ирак. Хотя администрация Буша всегда старалась официально обсуждать политические трения, усилились разногласия по поводу кризиса на Ближнем Востоке, теперь в Вашингтоне часто можно услышать от высоких чиновников и членов Конгресса, что "необходимо становиться менее зависимыми от иностранной нефти", то есть от нефти из Саудовской Аравии, "чтобы прекратить подвергаться шантажу". Американский президент произнес слова "меньше зависимости от иностранной нефти" во время речи, произнесенной 29 января в Конгрессе, а бывший вице-президент Эл Гор (Al Gore) повторил их несколько дней спустя в Нью-Йорке в Совете по внешним отношениям. Такое соглашение обеих партий родилось в результате убеждения, что в случае уменьшения зависимости от стран Персидского залива Соединенные Штаты смогут более свободно проводить свою внешнюю политику. Научные центры Вашингтона, а также университетские академики, начали обсуждать, "как можно отказаться или хотя бы сократить зависимость от Саудовской Аравии, а в перспективе и от ОПЕК". Речь не идет о легких или ближайших планах, достаточно вспомнить, что 63% известных нефтяных месторождений находятся на Ближнем Востоке и 25% - в Саудовской Аравии. И не только. Саудовская Аравия ежедневно продает нефть Соединенным Штатам на один доллар за баррель дешевле, чем в Азии и Европе, и это превращается для американской экономики в субсидию 620 миллионов долларов в год. Однако дискуссия уже началась. Первыми внесли конкретное предложение в последнем номере журнала Foreign Affairs два крупных специалиста в этой области: Эдвард Морс (Edward Morse), консультант Hess Trading Company и помощник госсекретаря по международной энергетической политике в 79-81 годах, а также Джеймс Ричард (James Richard), консультант Firebird Management, инвестиционного фонда, специализирующегося по рынкам Восточной Европы, России и Средней Азии. Их тезис таков: "Через 4 года Россия и другие бывшие советские республики будут в состоянии экспортировать столько же, сколько Саудовская Аравия". Основанием этих революционных данных является, во-первых, увеличение производства нефти в бывшем СССР, что обусловлено, с одной стороны, открытием новых месторождений в Средней Азии и Каспийском море, а с другой - инвестициями со стороны иностранных компаний, которые улучшили устройства по добыче. Во-вторых, производство нефти в Саудовской Аравии и на Ближнем Востоке остается тем же, что и двадцать лет назад, в основном, по причине строгих ограничений западных инвестиций. В Рияде все решает государственная нефтяная компания Saudi Aramco. Таким образом, Россия и Саудовская Аравия находятся в совершенно различных условиях по отношению к перспективе резкого скачка глобального спроса на нефть, который, по самым свежим исследованиям Департамента по энергии в Вашингтоне, должен увеличить потребность в 2020 году с актуальных 77 до 120 миллионов баррелей в день, 60 из которых будут экспортироваться странами ОПЕК. "У России есть возможность конкурировать с Саудовской Аравией в завоевании новых секторов рынка Европы, Дальнего Востока и Соединенных Штатов" - пишут два этих специалиста, согласно которым, "мы можем оказаться на пороге нового нефтяного мира". Шаг вперед российской нефтяной индустрии подтверждается тем, что за последние два года производство увеличилось на полмиллиона баррелей в день, значительными остаются и возможности добычи, достаточно вспомнить, что с 12,5 миллионов баррелей в день СССР много лет был первым мировым производителем. Вплоть до 11 сентября Соединенные Штаты с интересом посматривали на российскую нефть, добиваясь, однако, чтобы нефтепроводы с Каспийского моря не проходили через территорию Российской Федерации. В преддверии визита Буша в Москву в мае этого года в самом сердце администрации пересматривается этот вопрос еще и потому, что "двусторонняя стратегическая задача, укрепленная войной с терроризмом, подталкивает обе страны к совместному решению по поводу энергетических ресурсов". В республиканских кругах Конгресса бытует мнение, что именно энергия может стать новой границей соглашений между Москвой и Вашингтоном: в обмен на необходимые для продолжения и обновления российской нефтяной индустрии инвестиции, Белый Дом может найти ключевого партнера для изменения расстановки сил на мировом рынке нефти. Достаточно вспомнить о том, что Россия с ее квотой дневного производства, - это единственная страна, способная нейтрализовать эффект выпуска на рынок стратегических ресурсов, с помощью которого Саудовская Аравия управляет ценой на нефть. Российские нефтепроводы в Балтике и Каспии, объединенные с проектами в состоянии реализации на полуострове Сахалин и в Восточной Сибири, могут превратить бывший СССР в огромный энергетический ресурс на Западе. Через 4 года страны бывшего СССР смогут сравняться в производства с Саудовской Аравией: 7,5 миллионов баррелей в день. "Впервые северная нефть может затенить собой южную" - читаем в очерке Foreign Affairs. Вступив с осторожностью на российскую тропу, администрация Буша следует с более чем годовым расстоянием за Евросоюзом, который осенью 2000 года подписал с Владимиром Путиным меморандум об энергии, указывающий на ресурсы бывшего Советского Союза как на источник возможного "изменения ресурсов" для Европы, во избежание экономических последствий колебаний цен на нефть ОПЕК.