"Можете быть уверены в этом на 100%!". Такова любимая формулировка Джорджа Буша-младшего (George W. Bush). Оригинальная версия: "Make no mistake abоut it!". Две недели прошло после речи к Конгрессу, пятнадцать дней спустя после похорон американских общественных дебатов, как вещи неподходящей к терактам и мало опознаваемой, пятнадцать дней советники и сторонники господина Буша повторяют: "Можете быть уверены в этом на 100%! Президент только что определил политику страны на десять лет вперед". Другими словами, непростительной ошибкой было бы понять слова господина Буша - и особенно, желание администрации лишить власти иракца Саддама Хусейна (Saddam Hussein) - лишь в свете промежуточных выборов, предстоящих в ноябре, как это, похоже, сделал министр иностранных дел Великобритании Джек Стро (Jack Straw).
Ошибкой было бы видеть в этой речи лишь общие слова, сказанные для поддержания антитеррористического и патриотического пыла - и популярности господина Буша - и ожидать более ясных объяснений, касательно следующих этапов войны, начатой в Афганистане. Наконец, ошибочно считать, что президент всего лишь хотел собрать осколки политики, которую он проводил в первые месяцы своего правления, и которая в свете 11 сентября оказалась отброшенной и бессильной.
Для тех же, кто продолжал сомневаться, последовала речь госсекретаря Колина Пауэла (Colin Powell), который воспользовался формулой Буша ("ось зла") и сосредоточил свое внимание на Ираке, подтвердив, что 29 января в американской политике произошел важный поворот.
Некоторые неоконсерваторы, язвительные критики госсекретаря, которые не умолкали практически с момента его назначения и, особенно, с 11 сентября, теперь в один голос приветствуют его. Его поддержка политики господина Буша, говорят они, дает ей существенное усиление, и позволяет ему присоединиться к мнению, разделяемому бывшим главой генерального штаба, единственным мультилатералистом в правительстве.
Относительно Ирака, поскольку Госдепартамент до сегодняшнего дня противился военной акции и выступал за то, чтобы дипломатическими средствами заставить Саддама пойти навстречу решениям ООН, господин Пауэлл заявил в Конгрессе во вторник, 12 февраля о "разнообразии принимаемых мер", которые должны вызвать изменение режима в этой стране, другими словами, он заявил о том, чтобы положить конец царствованию Саддама Хусейна.
Однако, согласно толкователям господина Буша, неправильно считать, что, в конечном счете, поворот в политике ограничится лишь ростом давления на Ирак, с согласия тех представителей администрации, кто до сих пор противился этому. Посылка, согласно этим комментаторам, гораздо глубже. В глубине, подобно тому как Рональд Рейган (Ronald Reagan) положил конец эре виновности и угрюмого самоанализа, которая последовала за войной во Вьетнаме, Джордж Буш-младший хочет покончить с робостью 1990-х годов, и, наконец-то, заставить мир полюбить Соединенные Штаты. Один разоблачил "Империю Зла", которой, в его глазах, был Советский Союз, другой говорит об "оси зла", в которую вошли Ирак, Иран и Северная Корея. Рейган подвергся критике и осмеянию, особенно в Европе, за свою "простоту", то же самое происходит и сегодня с Бушем - младшим. И тот и другой, как объявил пресс-секретарь Белого Дома Ари Флейшер (Ari Fleischer), говорили высоконравственно и искренне. И президент Буш получит доказательства своих слов, как когда-то их получил Рональд Рейган - в момент падения Берлинской стены и обвала коммунистической системы.
Посылка, содержащаяся в речи Буша - глубже, и нацелена далеко вперед. Некоторые даже предполагают, что фаза борьбы против терроризма бен Ладена (Ben Laden) - закончена, и что теперь речь идет о другом: о борьбе против распространения неконвенционального оружия, в целях использования его в качестве орудия шантажа против Соединенных Штатов, против Запада, против их ценностей: свободы и демократии и против их экономической мощи.
"Война террору"
Говорят, что провести черту между исламским терроризмом и странами, пытающимися получить оружие массового поражения, стало тем более необходимым, что между ними невозможно проследить никакой точки соприкосновения. Даже ЦРУ считает, что Ирак никаким боком не причастен к терактам 11 сентября, и что Саддама нельзя обвинить ни в одном преступлении, имеющем под собой террористическую подоплеку, после первого раскрытого покушения против президента Буша (George Bush) в Кувейт-Вилле в 1993 году.
Единственный повод обвинить Иран в действиях связанных с терроризмом - поддержка организаций, которые сражаются с Израилем, движениям, чьи методы идентичны методам Аль-Каиды - теракты-самоубийства, но Иран сегодня не предпринимает никаких действий вне зоны своих интересов. Что же касается Северной Кореи, то ее отношения с террористическими движениями еще более бездоказательны.
Остается, конечно, что мотивы и цели и тех и других совпадают, или что у них общий враг: речь идет о войне против Запада и его ценностей. И тем лучше: пусть 11 сентября приведет к глобальной войне против "самых опасных режимов в мире", если воспользоваться терминологией Буша! Вильям Кристол (William Kristol), крупнейший интеллектуал неоконсервативного движения, сравнил этот демарш президента с выступлением Гарри Трумэна (Harry Truman), который отверг в 1947 году изоляционистскую политику в, и решил направить ее в русло борьбы с коммунизмом: сперва помешать его распространению, затем заставить его отступить.
План Маршалла в Европе стал воплощением этой политики, и цель его была в следующем: избегать таких экономических ситуаций, которые благоприятствовали бы деятельности коммунистических партий. Тем же самым способом, сегодня Джордж Буш, оставаясь верным своему проекту противоракетного щита - последний, скорее, должен повысить боеспособность Соединенных Штатов и защитить их от возможных ядерных атак, но отнюдь не понимается как способ удалиться от дел, - опирается на войну с терроризмом", чтобы привести американцев к новым достижениям, в полном соответствии с их идеалами.
И, позади трех стран "оси Зла" - эта формула должна связать Рузвельта (Roosevelt)и его ось Германия - Италия - Япония и Рейгана с его "империей зла", - скрываются поставщики новых военных технологий. Очевидно, что речь идет о России и Китае, называемых новыми друзьями Америки, но подразумевается, что они должны покончить с поставками оружия в Иран и Северную Корею. Два китайских предприятия биохимической промышленности были недавно занесены в список фирм, с которыми американские предприятия не имеют права торговать, поскольку они осуществляют поставки в Иран. Это русским и китайским руководителям американская администрация говорит: "не обманывайтесь!". США не допустят никакой китайской или русской инициативы, последствия которой могли бы ослабить Америку.
Перед лицом коммунизма Европа была обязательным союзником США, поскольку речь шла о ее собственной свободе и безопасности. Перед лицом терроризма, она слышит: "Кто не с нами, тот против нас". А тем, кто возмущается дикостью их предложений, американцы отвечают вопросом на вопрос, говоря: а что вы-то можете предложить?".