"По нашей информации десятки членов организации Усамы бен Ладена (Osama Bin Laden) "Аль-Каида" осели на Кавказе", - утверждал недавно посол США в Грузии Филипп Ремлер (Phillip Ramler) и предложил правительству Тбилиси помощь в создании антитеррористического подразделения.
Мы знаем, что многие боевики бежали из Афганистана в Панкисское ущелье, где их принял под свое начало арабский террорист Хаттаб, который, в свою очередь, поддерживает связи с Усамой бен Ладеном, - сказал Ремлер в интервью одной грузинской газете. Трудно доступное Панкисское ущелье, которое находится вблизи границы с Чечней, уже давно служит для измотанных боевиков из сепаратистской российской республики местом отдыха и местом для перегруппировки сил. В том же интервью Ремлер предложил грузинскому правительству помощь в создании антитеррористического подразделения. Что может означать "помощь США в подготовке к ведению борьбы против террора", можно наблюдать в настоящее время на Филиппинах. Там, как сообщается, 1 000 американских военнослужащих готовят филиппинские подразделения специального назначения к "антитеррористической борьбе" в рамках "совместных маневров", которые заключаются в проведении совместных операций против Фронта исламского освобождения Моро.
Предложение посла США о помощи по уничтожению боевиков "Аль-Каиды" на грузинской территории можно рассматривать как ход конем, который дает Вашингтону новые возможности оказания давления, как на Тбилиси, так и Москву. В частности, в случае отказа грузинское правительство рискует потерять политическую и экономическую поддержку со стороны США, которая жизненно необходима для внешней политики президента Эдуарда Шеварднадзе. В конце концов, Шеварднадзе стремится как можно дальше дистанцироваться от Москвы.
Что касается Москвы, то заявление Ремлера тоже является намеком на возможность применения дубинки. Присутствие войск США в Грузии было бы, без сомнения, еще большим ударом по долговременным интересам России в регионе вдоль ее южной границы, чем присутствие военных США в бывших советских среднеазиатских республиках под видом проведения антитеррористической операции после событий 11 сентября. Под таким же предлогом США могут также разместить свои войска также на территории Грузии, и Россия мало что может по этому поводу возразить.
Москва лишила себя возможности помешать такому шагу Грузии путем применения угроз введения экономических санкций и отлучения от российского рынка тем, что заявила о проведении политики, направленной на интеграцию с Западом и рыночным сообществом. Поскольку Грузия имеет общую границу с государством-членом НАТО Турцией, то в случае появления в Грузии войск США ее вступление в альянс стало бы всего лишь вопросом времени. В любом случае, Россия в этой запутанной ситуации может выслужиться перед Вашингтоном и напомнить о том, что она борется против терроризма вместе с ним. Однако можно предположить, каким в этом случае будет поведение США, если вспомнить последние критические заявления относительно "действий российских вооруженных сил, нарушающих права человека", в Чечне. Россия со своими все громче звучащими опасениями по поводу развернувшегося строительства военных баз США, рассчитанных на длительное пребывание американских войск в Средней Азии, слишком опоздала. Российские генералы, в отличие от Владимира Путина, который использовал "борьбу против международного терроризма" как случай пообниматься с президентом США, давно предупреждали, что военные США обычно располагаются в других странах надолго и очень неохотно оттуда уходят.