Расследование причин катастрофы подводной лодки "Курск", произошедшей 12 августа 2000 года, завершилось 18 февраля. По оценкам адмирала Куроедова, наиболее вероятной версией является взрыв горючего торпеды.
Российское правосудие и Военно-морской флот закончили инспектирование корпуса субмарины 18 февраля. Спустя полтора года после катастрофы, они пришли к заключению, что наиболее вероятна гипотеза взрыва топлива торпеды.
Судно затонуло 12 августа 200 года во время маневров в Баренцевом море, и унесло с собой на дно 118 человек.
"Доверие, с которым ученые, конструкторы и командование российского флота относились к применению горючего для торпед этого типа, было неоправданным, - заявил на пресс-конференции в Мурманске командующий флотом адмирал Владимир Куроедов. - Торпеды этого типа, требовавшие топлива, содержащего оксид водорода, были сняты с производства после катастрофы", - подчеркнул адмирал. Эти торпеды состояли на вооружении с 1957 года, уточнил он, прибавив, что "во всем мире они были сняты с производства после взрыва на британской субмарине "Сидон" в 1955 году".
Серия гипотез.
Следствие располагало до сегодняшнего дня тремя основными версиями произошедшего: собственно взрыв торпеды, столкновение с иностранной субмариной, или взрыв на мине, оставшейся со Второй Мировой войны.
Генеральный прокурор Владимир Устинов решительно отверг гипотезу столкновения "Курска" с иностранной подводной лодкой. "Во время работы в доке в Росляково, следователи обнаружили среди обломков журнал специалистов по гидроакустике, в котором было ясно обозначено расположение всех судов в зоне маневров, - сказал он. - Анализ материалов этого журнала показал отсутствие фактов, которые бы свидетельствовали о нахождении в непосредственной близости к "Курску" кораблей или подводных лодок, которые могли бы с ним столкнуться", - заверил прокурор. На вопрос об обнаружении на месте катастрофы буя, который мог принадлежать иностранной субмарине, прокурор ответил, что "опрос свидетелей, которые видели этот буй, показал, в конечном счете, что эти люди могли перепутать его с огромной медузой".
Третья версия, согласно которой "Курск" мог подорваться на мине, оставшейся со времен Второй Мировой войны, была отвергнута и экспертами военно-морского флота и конструкторами лодки. Хотя адмирал Куроедов был осторожен, заявив в понедельник, что "следственная комиссия продолжает разрабатывать все три версии", военные эксперты в Мурманске говорят, что лишь одна из них достойна серьезного внимания.
Владимир Устинов указал, что исследование корпуса лодки завершено. "Проделана большая работа, собраны убедительные доказательства, в особенности бортовые журналы и регистрирующие приборы, и они будут положены в основания судебного досье", - отметил прокурор, при посещении дока в Росляково, где находится корпус лодки, с момента подъема в октябре 2001 года.
"Сегодня мы переходим к следующему этапу, - к заключениям комиссии экспертов. Мы считаем, что после подъема фрагментов первого отсека (который до сих пор покоится на дне Баренцева моря) мы сможем прийти к окончательному заключению о причинах взрыва", - сказал прокурор. В конце апреля "Курск" должен быть перевезен на военный завод в Снежногорске, в Мурманской области, где он будет демонтирован, отметил адмирал Куроедов, прибавив, что подъем первого отсека должен начаться в мае.
Совместно с AFP и Reuters.