Вашингтон, 19 февраля 2002 года. Как сообщили сегодня высокопоставленные представители американской администрации, президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) решил преобразовать временную организацию, занимавшуюся вопросами распространения информации в военное время, в постоянный аппарат глобальной дипломатии, задачей которого станут создание позитивного имиджа Соединенных Штатов во всем мире и борьба против антиамериканизма. "Президент считает, что доведение внешнеполитического курса США до глобальной аудитории является важной составляющей национальной безопасности как в мирное, так и в военное время", - заявил директор по внешним связям (communications director) Белого дома (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.) Дэн Бартлетт (Dan Bartlett).
Хотя дискуссии пока носят предварительный характер, внутри американской администрации существует единое мнение, что имевшие место в период боевых действий в Афганистане активное препарирование информации и координация исходящих сообщений должны стать постоянной чертой политики в области национальной безопасности. Предлагается создать в Белом доме бюро, которое возьмет на себя функции координации публичных заявлений государственного департамента, министерства обороны и других ведомств вроде радиостанции "Голос Америки", чтобы гарантировать, что иностранные корреспонденты в Вашингтоне, а также иностранные лидеры и зарубежные обозреватели правильно понимают политику г-на Буша-младшего.
Чиновники сообщили, что новое бюро будет совершенно самостоятельным от созданного в Пентагоне (министерство обороны США - прим. пер.) Управления стратегического влияния (Office of Strategic Influence), которое намерено использовать средства массовой информации (СМИ), Интернет и различные тайные операции для воздействия на общественное мнение и политику зарубежных правительств, включая дружественные. Новое управление разрабатывает планы вбрасывания информации, в том числе, возможно, и дезинформации, в иностранные СМИ как часть активной кампании военных по продвижению за рубежом американской политики; эти планы представляются на утверждению министру обороны Дональду Рамсфелду (Donald H. Rumsfeld). Сегодня президент Ассоциации директоров радио- и телевизионных новостных программ Барбара Кочран (Barbara Cochran) направила г-ну Рамсфелду письмо с резкими возражениями против любых планов распространения Пентагоном сфальсифицированной или вводящей в заблуждение информации.
Пока что у нового бюро Белого дома нет названия, нет директора и нет бюджета, хотя чиновники говорят, что г-н Буш-младший заявил, что деньги не станут препятствием. Ранее усилиями Белого дома по созданию более позитивного имиджа Соединенных Штатов после 11 сентября руководила Карен Хьюз (Karen P. Hughes), старший советник президента. Курируемая ею организация именовалась "Коалиционный информационный центр" (Coalition Information Center). Главной задачей нового бюро, по словам чиновников, Белый дом считает обуздание растущего в мире антиамериканизма. "Значительная часть нашей планеты не любит Америку, и потребуются годы, чтобы изменить их сердца и умы", - заявил один высокопоставленный представитель американской администрации.
Глобальная дипломатия, как ее представляют в новом бюро, займется инъекцией патриотизма в 24-часовые передачи новостей семь дней в неделю. Сюда войдут информационные кампании, разъясняющие внутреннюю политику г-на Буша-младшего - вроде законов об образовании - а также традиционная информация о военной, дипломатической и экономической сторонах национальной политики в области безопасности, заявили чиновники. Вместо того чтобы создавать агентства, новое бюро воспользуется огромной сетью связи американских посольств, их пресс-бюро и широковещательными сетями, которые уже имеются в государственном департаменте США. Бывший исполнительный директор рекламного агентства Шарлотта Бирс (Charlotte Beers), ныне возглавляющая публичную дипломатию в государственном департаменте США, использует свои познания в области маркетинга для того, чтобы сделать американскую политику такой же знакомой, как и американская культура.
Иностранные журналисты говорят, что оставили надежду на содержательные интервью с официальными представителями здесь, в Вашингтоне. Только самые влиятельные послы из союзных стран по-прежнему регулярно встречаются с теми, кто делает американскую политику. Бывший вашингтонский корреспондент французской ежедневной газеты "Le Monde" г-жа Патриция де Бир (Patrice de Beer) так прокомментировала нынешнюю ситуацию: "Мы не ожидаем, что кто-то станет делиться с нами государственными секретами, но хотим иметь доступ к тем, кто разъяснит нам политику. Только и всего".
В прежних попытках Белого дома г-жа Хьюз объединила усилия со своей английской коллегой, чтобы создать Коалиционный информационный центр. Когда Вашингтон решил обрушиться на политику талибов в вопросе о правах женщин, чиновники привлекли к этому не только Первую леди Лауру Буш (Laura Bush), но и Чери Блэр (Cherie Blair), жену английского премьер-министра. "Кампания за права афганских женщин была лучшим, что мы сделали, рассказав об их видении своего будущего", - сказал руководитель Коалиционного информационного центра Джим Уилкинсон (Jim Wilkinson).