Глава грузинского государства Эдуард Шеварднадзе был несказанно удивлен. Усама бен Ладен (Osama Bin Laden) в Панкисском ущелье? Министр иностранных дел Игорь Иванов, наверное, стал заложником воспоминаний о местах, где он родился, изощрялся Шеварднадзе два дня назад в своем еженедельном выступлении по радио.
На прошлой неделе Иванов, находившийся во Франции, увенчал свои рассуждения о возможном пребывании разыскиваемого террориста в печально известном ущелье вопросом: "Кто сказал, что его там нет?" Теперь Шеварднадзе напомнил россиянину о том, что именно в этом регионе стоит дом его матери. Бен Ладен, возможно, "скрывается как раз в этом доме, и это нужно проверить", сказал пренебрежительно грузинский президент.
То, что на первый взгляд выглядит комично, имеет под собой серьезную подоплеку. В то время, как российско-грузинские отношения начали в последнее время в целом налаживаться: Россия подтвердила правомерность претензий Грузии на Абхазию, Москва и Тбилиси ведут переговоры о подписании нового договора о дружбе - ситуация в ущелье по-прежнему остается камнем преткновения. В Панкисском ущелье уже более двух лет находятся 7 000 чеченских беженцев. В последние годы Москва постоянно выдвигала обвинения, что в ущелье находятся боевики. В последнее время этот район практически вышел из-под юрисдикции Грузии. Царило беззаконие, чужаки отправлялись туда лишь в случае угрозы для жизни. Снова обострившаяся ситуация в непосредственной близости от российской границы, может в любой момент затронуть вопрос безопасности России, предупредил вчера министр обороны Сергей Иванов.
Между тем, и сами официальные грузинские власти признают, что там находятся разыскиваемые Россией чеченские боевики. Министр внутренних дел Грузии Григорий Дубовицкий говорил, однако, о "небольшой группе, численность которой постоянно меняется".
Чтобы разрядить ситуацию в ущелье, а, тем самым, - грузино-российские отношения, обе стороны договорились о возвращении чеченских беженцев. Но это может оказаться более длительной процедурой, чем того желает Москва. Шеварднадзе предполагает сначала провести в марте подсчет беженцев, и только тогда, по его словам, можно сказать, сколько, в конечном счете, и причем добровольно, хотят из них возвратиться в Россию. Перспектива реализации такого длительного по времени сценария не вызвала в Москве никакой радости. Возможно, что попытка оказать давление, прибегнув к имени бен Ладена, была сделана и по этой причине. Россия с большой охотой оказала бы военную помощь Грузии в проведении "зачистки" ущелья. Американский посол в Тбилиси Филипп Ремлер (Philip Ramler) тоже связал Панкисское ущелье на севере Грузии с именем террориста номер один.
Это подтверждение российской точки зрения является для Москвы настоящей палкой о двух концах. Грузины, а это теперь Шеварднадзе дает ясно понять, не хотят присутствия российских войск в ущелье. Это "недопустимо", сказал он. В то же время он готов в случае необходимости вести переговоры с американскими спецслужбами. Шеварднадзе, очевидно, видит себя приблизившимся к исполнению своей давней мечты, связанной с обеспечением независимости путем размещения на территории Грузии иностранных войск. После того, как Вашингтон, поддержанный Россией, объявил Панкисское ущелье гнездом "Аль-Каиды", у США теперь появилась реальная возможность послать войска, вероятно, и в Грузию. Ирония судьбы: с военной базы Вазиани, что вблизи столицы Тбилиси, только что выведены российские войска.
Москва в своих сомнительных усилиях увязать проблему Чечни с именем бен Ладена и получить, таким образом, свободу рук на Северном Кавказе вполне может оказаться в западне сама. В конце концов, речь идет о борьбе с международным терроризмом. Прецеденты с созданием военных баз США есть уже в Средней Азии. Только проникновение американцев на Кавказ было бы с российской точки зрения намного болезненней.