Если бы не Иран, который Соединенные Штаты Америки считают своим заклятым врагом и одной из стран, составляющих "ось зла", и Москва, в прошлом считавшаяся империей зла и воспринимаемая в настоящий момент Вашингтоном, по меньшей мере, как соперник, американцам не удалось бы так легко одолеть талибов и международную террористическую организацию Усамы бен Ладена.
В течение семи лет Тегеран и Москва поддерживали афганскую оппозицию, которая лишь благодаря их поддержке смогла сдержать талибов. А ведь только благодаря союзу с афганской оппозицией США смогли победить талибов и террористов. Сегодня, когда американцы уже в Кабуле и в Кандагаре, русские и иранцы отчаянно пытаются получить хотя бы часть того, что они инвестировали в Афганистан. Для Ирана ситуация выглядит безнадежной. Россия может не только получить обратно свой вклад и искупить небезгрешное прошлое, но и без дополнительных вложений и отправки своих войск стать для Афганистана самым лучшим и самым желанным другом.
Россия знает Афганистан
- Никто так хорошо, как Россия, не понимает, что нужно сделать в Афганистане, чтобы эта страна встала на ноги, и мы можем многое для этого сделать, - заявил глава МИД России Игорь Иванов после нескольких дней пребывания в Афганистане. - Мы рады, что новое правительство Афганистана понимает это, а также необходимость учитывать наши интересы и приоритеты в данном регионе.
Приблизительно через две недели Иванов принимал в Москве министра войны Афганистана Мохаммеда Кассима Фахима. Того самого, который в 80-х годах бок о бок с Ахмад-шахом Массудом свел на нет девять полномасштабных наступлений советских войск на расположенное неподалеку от Кабула Паншерское ущелье. В марте с визитом в Кремль со-бирается премьер-министр Афганистана Хамид Карзай, который в 80-е годы обеспечивал моджахедов деньгами и оружием для ведения войны с СССР.
Российский флирт с моджахедами можно было бы признать наиболее эксцентричным союзом последнего десятилетия. В 1979 году Кремль послал в Афганистан армию (всего через афганские горы и пустыни перешло пол миллиона красноармейцев), чтобы поддержать правящих в Кабуле коммунистов в их войне с мусульманскими повстанцами, моджахедами. Обескровленные десятилетней войной русские были вынуждены уйти, а весной 1992 года власть в Кабуле захватил тот, кто больше всех попортил крови российским генералам - Ахмад-шах Массуд.
Русские могли ожидать наихудшего и поначалу их опасения сбылись. Под властью раздираемых взаимной враждой моджахедов Афганистан пре-ратился в черную дыру, в которой процветала контрабанда оружия и наркотиков, и где находили безопасное убежище преступные элементы всех мастей. Афганское броуновское движение привело к тому, что в бывшие среднеазиатские российские колонии - Таджикистан, Узбекистан, Киргизию, Казахстан, а также в Закавказье и на Кавказ - прибывало все большее количество профессиональных странствующих революционеров, а также муллы, которые провозглашали лозунги борьбы с безбожными и коррумпированными режимами. Через месяц после победы моджахедов в Кабуле мусульманский мятеж смел коммунистический режим в Таджикистане. Вскоре разгорелось восстание в Чечне, назревали бунты в Узбекистане и Азербайджане. Русские, которые направили войска на войну в Таджикистане и вернули власть коммунистам (побежденные моджахеды укрылись у Массуда), решили создать буферную зону, дабы отделить бывшие владения от афганского хаоса. Вместе с Узбекистаном Россия начала поддерживать воюющего с Массудом Абдула Рашида Дустума из населенной узбеками северной части Афганистана. Говорили, что Дустум намеревается отделить свои владения от остальной части Афганистана и даже вступить в Содружество Независимых Государств.
Перелом наступил в 1994 году, когда в афганскую войну включились поддерживаемые Пакистаном талибы. Желая избежать войны на два фронта, Массуд решил заключить с Россией мир. Он вынудил таджикских моджахедов подписать мир с коммунистами из Душанбе. За это Россия приказала Дустуму прекратить осаду Кабула и поступить со своими войсками в распоряжение Массуда. Все это не спасло Массуда, которого осенью 1996 года талибы изгнали из Кабула. Вскоре они разгромили Дустума и вышли на берега Амударьи. Талибы единственные признали незави-симость само провозглашенной чеченской республики Ичкерия и открыли в Кабуле чеченское посольство. Более того, они предоставили убежище бунтовщикам с Кавказа, Узбекистана, Киргизии, Казахстана, не признавшим перемирия с коммунистами моджахедам из Таджикистана. Для них они не жалели ни денег, ни оружия.
Под угрозой волны мусульманского фанатизма Россия признала, что теперь буферной зоной, отделяющей ее от талибов, может стать Массуд, который, в отличие от других моджахедов, не сложил оружия и продолжал контролировать несколько провинций на севере Афганистана. Вместе с Ираном Россия поставляла Массуду оружие - если бы не эта помощь Москвы, вероятно, ему не удалось бы выстоять в борьбе с талибами.
Россия понимает Америку
Когда США приняли решение ударить по Афганистану и разгромить базы террористов бен Ладена, а также принимающих их талибов, руководимый Массудом Северный альянс оказался единственной оппозиционной армией, способной принять власть в Кабуле. У американцев не было другого выхода, кроме как поверить альянсу, которому они не особо симпатизировали по причине его дружбы с Москвой. Но альянс также должен был скорректировать свою политику, ранее недоверчивую по отношению к Вашингтону, поддерживающему Пакистан, который, в свою очередь, являлся главным покровителем талибов. Основанием для нового перемирия стало осознание Соединенными Штатами Америки того, что без сотрудничества альянсу не удалось бы установить благосклонное правительство в Кабуле. И осознание альянсом того, что без американских В-52 и долларов они никогда бы не пришли к власти.
А Россия, хотя и с пониманием отнеслась к атаке на талибов, не собиралась безучастно смотреть на то, как США присваивают себе ее афганских должников.
Россия ставит на саперов
Умудренные опытом десятилетней войны в Афганистане русские никогда не предлагали включить свои подразделения в состав миротворческого контингента в Афганистане. Они знают, что в Афганистане никто не потерпит продолжающегося присутствия иностранных солдат.
Не принимала участия Россия и в публичных торгах по вопросу "Кто больше даст на восстановление Афганистана". В Кремле нет лишних денег и там прекрасно понимают, что Москве все равно не удалось бы перекрыть богачей. Кроме того, обещанные миллиарды останутся невидимыми, даже если они, в конце концов, и попадут в Афганистан, а восстановленную русскими школу, больницу или дорогу афганцы заметят и оценят.
В начале декабря 2001 года, когда американцы бомбили Кандагар, а в Германии афганцев вынуждали создать коалиционное правительство, российские солдаты высадились в Кабуле, чтобы построить полевой госпиталь. В январе они разминировали и расчистили проложенный в 1964 году туннель на перевале Саланг, на высоте почти 3,5 тыс.м, открыв тем самым кратчайшую дорогу, соединяющую юг Афганистана с его севером. Путь из Кабула в Мазари-Шариф, который ранее занимал четыре дня, теперь можно преодо-леть за восемь часов. Первым через туннель проехал караван из 26 грузовых машин с лекарствами и продовольствием для Кабула.
Россия также обещала прислать саперов для разминирования минных полей (их коллеги в 80-е годы заполонили ими всю страну). Также они хотят протянуть линии электропередачи из Таджикистана в северный Афганистан и восстановить дороги из Герата в Кандагар и из Кабула в Майману.
В феврале министр войны Фахим приехал в Россию покупать оружие, за которое заплатят американцы. Афганцы обречены на военное сотрудничество с Москвой - все их вооружение имеет российское происхождение. По российскому образцу строится и новая афганская армия, многие ее офицеры, прежде чем стать моджахедами, обучались в военных академиях в СССР.
Россия когда-то была другом
Зная Афганистан и собственные ограниченные возможности, русские сделают только то, что будет им гарантировать полный успех. Причем, при минимальных затратах.
Я видел, как поздней весной 1992 года в захваченный моджахедами Кабул приехал глава МИД России Козырев, чтобы просить об освобождении российских пленных. Помню раздражение Козырева, когда афганцы потребовали военных репараций.
Иванов в Кабуле демонстрировал безмятежность, полную сочувствия. Он был спокоен. Никто от России ничего не требовал и не ожидал. С тем большим энтузиазмом афганцы приветствовали все, что русские для них делали. Русские также поддерживают старые знакомства с лидерами Северного альянса, которые сейчас входят в правительство Афганистана.
Только вмешательство кремлевских генсеков в афганские внутренние дела в 70-е годы, что привело к свержению короля и установлению в Кабуле коммунистического режима, и военная интервенция в 80-е годы оттолкнули афганцев от Москвы. Ранее афганские правители видели в России свое спасение от притязаний Великобритании.
Поглощенные без остатка политикой и преследованием террористов американцы выставляют афганцам очередные требования, вскоре они начнут шарахаться от афганских министров, обращающихся к ним с просьбами о предоставлении обещанной финансовой поддержки. Афганцы будут их обвинять во всех разочарованиях и пробужденных, но неисполненных надеждах. Так уж бывает, а в политике это почти норма, что никто не любит тех, кому обязан слишком многим...