Григорий Чхартишвили начал писать, чтобы уберечь свою жену от необходимости краснеть: она обожала криминальные романы, но стеснялась этого и оборачивала их бумагой, чтобы прикрыть их кричащие обложки. "Я решил написать такой детектив, чтобы респектабельной даме не приходилось стыдиться читать его в метро", - говорит Чхартишвили.
Через 4 года он стал автором 12-ти книг, маститым литератором. Чхартишвили, который публикуется под псевдонимом Борис Акунин - самый популярный российский романист. Его книги об Эрасте Петровиче Фандорине, сыщике-джентльмене 19 века, возглавляют список бестселлеров. Фандоринская лихорадка вполне может стать всемирной: про него снимаются фильмы и сериалы, книги о его похождениях уже переведены на немецкий, японский, французский и итальянский (на английский пока - нет).
Чхартишвили смущает эта слава. Долгие годы он зарабатывал на жизнь переводами японской литературы и продолжает работать над тем, что он считает своим главным творением - книгой с угрюмым названием "Писатель и самоубийство". В представлении Чхартишвили наилучший отдых - это прогулка по кладбищу. "Мои друзья считают меня некрофилом", - замечает он.
Чхартишвили, между тем, добился того, что истории о преступлениях не только приносят деньги, но и звучат вполне респектабельно. Его книги заполнили пустующую нишу на российском книжном рынке, наполненном, с одной стороны, откровенной макулатурой, а с другой - высоколобой, но плохо продававшейся прозой. Читатель Чхартишвили - представитель еще не столь многочисленного, но растущего среднего класса, имеющего деньги и идеалы, которые они готовы защищать.
"Это настоящий Клондайк", - говорит литературный критик Лев Данилкин. - "Чхартишвили обнаружил огромный голод на качественную популярную литературу, и теперь стало дурным вкусом читать низкопробные писания".
Растущие тиражи, права на зарубежные издания и контракты на ТВ принесли Чхартишвили и некоторым другим серьезным писателям славу и приличное состояние. По его собственным оценкам, сейчас в России есть около 10-ти писателей, зарабатывающих на своих книгах от $100 тыс до полумиллиона в год. Но о миллионах все-таки речь не идет. "У нас тут нет Стивенов Кингов", - говорит Чхартишвили. Однако раньше писатели еще несколько лет назад не могли и мечтать об том, что настанут такие врмена. "Интеллектуалы смогут в конце концов достичь коммерческого успеха, занимаясь тем, что им нравится. Это нечто новое для России", - отмечает Чхартишвили.
Немало авторов стали зарабатывать на том, что некоторые окрестили культурным ренессансом. Сложный экспериментальный роман Татьяны Толстой "Кысь" стал в прошлом году сенсации в книжном мире. Было продано 100 тыс копий ее романа, а сама она стала знаменитостью. Романист Алексей Слаповский зарабатывает приличные деньги на сценариях для российского телевидения.
Крупнейшие российские издательские дома пополнили свой стандартный набор из триллеров и любовных романов современной литературой новых авторов. "Мы поняли, что игнорировали большую часть читающей публики", - говорит Александр Сирота, представитель издательства Олма Пресс. - "Людям надоела халтура; они хотят серьезной литературы".
Чхартишвили первым уловил это и удовлетворил существующий голод. В 1999 году его издатель Игорь Захаров продал 50 тыс экземпляров детективных романов автора. В 2000 году эта цифра достигла значения в один миллион, а прошлом прыгнула до трех.
"Это просто массовый психоз", - говорит Захаров. По его словам, он не потратил и копейки на рекламу, книги, говорит Захаров, "распродаются сами".
В последнее время Чхартишвили завоевывает экраны. Его первый роман "Азазель" вскоре появится на российском телевидении, а режиссер голливудских блокбастеров "Основной инстинкт" и "Вспомнить все" Пол Верховен (Paul Verhoeven) ставит по нему кино, которое будет показано по всему миру. Один из наиболее известных российских актеров Олег Меньшиков намерен поставить фильм по другому роману с Фандориным "Статский советник". Бизнесмены собираются продавать шампанское марки "Фандорин" и одеколон "Фандорин". Майки с изображением Фандорина уже продаются через Интернет.
Благодаря этому автор, придумавший этот персонаж, стал богатым человеком: недавно он переехал из обшарпанной квартирки у метро "Пролетарская" в роскошные апартаменты в двух шагах от Кремля. Его уютный кабинет обставлен антиквариатом, в холле стоит биллиардный стол, а под окнами красуется новый автомобиль марки "Пежо".
Однако, по словам Чхартишвили, звание знаменитости временами бывает обременительным. Его постоянно приглашают на различные церемонии награждения, от которых он неизменно отказывается. Он никогда не подходит к телефону и крайне редко беседует с журналистами. "Ежедневно кто-то звонит из "Мужского белья" или "Курильщика сигар" и просит об интервью", - говорит Чхартишвили. - "Я возложил обязанность общаться с этими людьми на свою жену".
Чхартишвили признает, что в скором будущем ему придется выдерживать конкуренцию с более молодыми, так же талантливыми и плодовитыми авторами. По его словам, сейчас в России происходит невиданный с коммунистических времен литературный подъем. "Российская литература была беременна в течение девяти лет и только сейчас разрешилась от бремени", - говорит Чхартишвили. - "И она может преподнести сюрприз всему миру".