Россия потребовала в ультимативной форме от своего соседа Грузии использовать все средства для борьбы с боевиками террористической организации "Аль-Каида", которые, как утверждается, нашли прибежище в этой кавказской республике. В начале недели министр иностранных дел Игорь Иванов заявил, что он не исключает, что в грузинском Панкисском ущелье может скрываться Усама бен Ладен (Osama Bin Laden). Даже если он не назвал источники этой информации и не привел доказательств, которые бы подтверждали его утверждение, проведения антитеррористической операции он считает крайне необходимой мерой.
"Мы проверим, не находится ли бен Ладен в доме его матери", - ответил главному дипломату Москвы грузинский президент Эдуард Шеварднадзе. Иванов родом из Панкисского ущелья. Цинизм Шеварднадзе не встретил понимания у исполняющего обязанности посла в кавказской республике Филиппа Ремлера (Philip Ramler). Ущелье, расположенное севернее Тбилиси считается районом, куда могут отходить в случае необходимости чеченские боевики. Теперь, якобы, и Ремлера есть информация, что "в кавказский регион просочились десятки боевиков-талибов". Об этом он заявил в интервью газете "Achali Wersija". "Мы знаем, что некоторые из них проникли в Панкисское ущелье и поддерживают контакты с арабскими террористами".
Таким образом, США впервые заняли позицию российской стороны, которая считает, что в ущелье, где тысячи чеченских беженцев нашли убежище у родственников, превратилось в очаг международного терроризма. Что может означать единодушие Москвы и Вашингтона в анализе, вызывает массу спекуляций. Возможными могли бы быть три варианта.
Первый: Дело в Панкисском ущелье доходит до совместной операции российских и американских войск против терроризма. По данным еженедельной газеты "Московские новости" этот вопрос был предметом секретных переговоров, которые на прошлой неделе специальный посланник США вел в российском Министерстве иностранных дел и Министерстве обороны. Однако эксперты считают проведение российско-американской операции практически невозможным. Вашингтон, в конечном счете, может опасаться, что своими совместными действиями они придадут легитимность войне России в Чечне.
Второй вариант. Москва воспринимает заявления американского посланника как карт-бланш на проведение односторонней военной операции. В последние дни этот вариант обсуждался в российских средствах массовой информации, и он был почти единодушно отвергнут. Москва, писали газеты, вряд ли в состоянии расширять масштабы войны, которую в целом нельзя называть успешной, на другие регионы.
Остается третий вариант. Грузия может стать одним из кандидатов для американской интервенции - в данном случае даже готовым к этому. Шеварднадзе уже не первый год безуспешно пытается стабилизировать свою властную базу и одновременно взять большую дистанцию по отношению к нелюбимому русскому соседе на севере. В настоящее время его прижали к стенке: Шеварднадзе потерял контроль не только над Панкисским ущельем, но и над Абхазией и Южной Осетией. С момента прихода к власти в 90-е годы Шеварднадзе добивается помощи со стороны США. Опасность террора могла бы теперь служить предлогом для того, чтобы военные базы США появятся и в Грузии, как это было в среднеазиатских государствах. Вчера все стороны живо опровергали сообщение о том, что уже прибыл первый военный советник. Однако дыма без огня не бывает.