Президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) почти не оставил места для интерпретации, когда объявил Иран частью "оси зла". Не ясно было лишь одно: готовы ли Соединенные Штаты пойти дальше жесткой риторики и принять конкретные меры с тем, чтобы помешать Ирану стать обладателем оружия массового поражения (ОМП)? Один из путей, позволяющих Соединенным Штатам помешать Тегерану создать ОМП, это для Вашингтона обратить внимание на один из источников, позволяющих Ирану добиваться прогресса в деле создания ОМП - на Россию. В последнее десятилетие различные российские правительственные министерства и ведомства, а также оборонные фирмы вносят существенный вклад в дело продвижения Ирана к обладанию ОМП.
Вашингтон начинает формировать новую стратегическую основу своих отношений с Москвой. При заключении этого нового соглашения следует потребовать, чтобы Россия сократила свое сотрудничество с Ираном в сферах, которые могут усилить способность Тегерана заполучить в свои руки ОМП. Для того чтобы Соединенные Штаты преуспели на этом фронте, они должны понимать ту важность, которую Россия придает своим отношениям с Ираном, и предложить ей важные уступки, которые помогут Москве.
После распада Советского Союза появилась кратковременная возможность для американо-российского сотрудничества. Существуют различные объяснения по поводу того, какая из сторон несет большую ответственность за то, что этому партнерству не суждено было развиться. Ясно, что обе стороны не сумели продемонстрировать столь важного внимания к нуждам безопасности друг друга и продолжали относиться друг к другу в конкурентной манере. Американские политики были расстроены теми аспектами российского сотрудничества с Ираном, которые помогают Тегерану приобрести ядерное оружие. Российские лидеры были недовольны тем, что Соединенные Штаты поддерживают расширение Организации Североатлантического договора (НАТО) на Восточную Европу, а также их решением в одностороннем порядке создавать национальную систему противоракетной обороны (НПРО) США.
Но сегодня пришло время для новых и взаимовыгодных стратегических отношений между Россией и Соединенными Штатами. И важным компонентом этих отношений будет вопрос о прекращении российской помощи Ирану в создании ОМП. В последние полгода появились признаки того, что Россия признает наличие некоторых общих интересов с Соединенными Штатами в области энергетики и безопасности. Отказ России в ноябре прошлого года сократить добычу нефти в соответствии с требованиями Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) помешал еще более глубокому спаду мировой экономики. В дополнение Россия сняла свои активные возражения против строительства трубопровода Баку-Джейхан для транспортировки каспийской нефти.
Что касается проблем безопасности, Москва не только оказала полную поддержку войне с терроризмом, она также разрешила широкое военное присутствие США в Средней Азии. Российское правительство, кроме того, предприняло усилия с целью введения экспортного контроля, чтобы обуздать некоторые из видов деятельности российских компаний, связанные с распространением ОМП. Однако Россия не проявляет готовности компрометировать свое сотрудничество с Ираном. Москва рассматривает своего соседа, Иран, как важного партнера в деле поддержания стабильности на Кавказе и в Средней Азии. Тегеран играет ведущую роль в уменьшении негативного отношения мусульманского мира к Москве за ее военные кампании в Чечне. Тегеран и Москва рассматривают друг друга как важные "полюса" в установлении многополярной мировой системы и противодействии американской гегемонии. Таким образом, Москва не желает ставить под удар свои отношения с Ираном, в особенности, если кажется, что Россия уступает американскому давлению.
Но реформирование стратегических отношений, включающее уступки Вашингтона по вопросам высочайшего порядка, которые влияют на национальную безопасность России - таким, как противоракетная оборона и дальнейшее расширение НАТО - в конечном итоге могут привести к важным переменам в характере сотрудничества Москвы с Ираном. Как часть новой сделки с Россией Соединенным Штатам следует сфокусироваться на предотвращении передачи ограниченного числа чувствительных товаров, которые могут самым серьезным образом помочь осуществлению иранских программ ядерного оружия. Соединенным Штатам следует выступать против всякого военного сотрудничества между Россией и Ираном, в том числе и против сделок, связанных с обычными вооружениями. Соединенным Штатам не следует делать ничего такого, что вело бы к ослаблению политических связей между Ираном и Россией, а вместо этого заострять внимание только на вопросах распространения ОМП. Вашингтон только выиграл бы от инициации тихой дипломатии с российским президентом Владимиром Путиным по вопросу Ирана, чтобы не казалась, что Россия уступает требованиям США.
Г-н Буш-младший послал миру сигнал о своем намерении жестко поступать с теми, кто стремится к обладанию ОМП. Сегодня американской администрации следует пойти дальше словесных тирад и угроз и начать грамотно работать с Россией над вопросом сдерживания устремлений Ирана, связанных с оружием такого рода.