Вот уже десять лет как уличные дети слоняются по вокзалам и в переходах метро, не обращая на себя никакого внимания, разве что изредка вызывая сострадание прохожих, либо интерес средств массовой информации, которым нужны сильные образы. Но вдруг дети стали темой номер 1 в российской политике.
Стоило только Владимиру Путину несколько недель назад выразить свое мнение практически по всем вопросам, от темы спорта до криминализации бизнеса, как вице-премьер по социальным делам, Валентина Матвиенко упрекнула его в неэффективности предпринимаемых мер по вопросам молодых бездомных и подростковой преступности. "Если общественное мнение требует от президента обратить внимание на эти вопросы, сказала она ему во время телевизионной встречи в середине января, "то это значит, что принимаемые меры недостаточны". Эти размышления заставили бить тревогу министров и политиков. В то время как правительство поспешно разрабатывает новые программы, а парламент - новые законы, депутаты сами взялись за дело, принявшись распределять конфеты ошеломленным детям и организовав сбор теплой зимней одежды, но большого успеха не добились.
Путаница. Придя в крайнее возбуждение, министерство труда и социального развития открыло 1 февраля телефонную линию помощи бездомным детям в элегантном квартале Китай-города, недалеко от Кремля. Открывшееся бюро не выглядит привлекательным. Четыре студента, все - добровольцы, заняты разбором бесчисленных дел под снисходительным оком двух чиновников. Звонков не очень много. "Сотня за 18 дней, это немного", признается глава службы - Борис Гусев. Похоже, он сомневается в целесообразности этой линии, об открытии которой было объявлено в рекламе. "Речь идет не о линии для брошенных детей, поскольку такая уже существует в правительстве Москвы, но о телефоне, который принимает обращения социальных служб, когда они нуждаются в федеральной помощи", - объяснил ответственный работник, назвав основной проблему детей, бежавших из бывших советских республик или из семей вынужденных переселенцев. "В первый день мы получили звонки детей и даже приняли двух подростков. "Последние спали на лестнице одного здания, когда к ним вышла женщина и дала наш номер со словами: "Позвоните туда, Путин сказал, что займется вами", - рассказывает Борис Гусев.
Запустение. В России около миллиона брошенных детей, которые стали жертвами "плохой финансовой ситуации в семьях" и "безразличия общества", признала вице-премьер, которая представила на прошлой неделе в парламенте новый план действий, предусматривающий расходы в 8 миллионов долларов, создание банка данных, увеличение ответственности родителей и возврат детей в лоно семьи. Администрация Москвы, где рекордное число детей живет на улице (по разным оценкам от 15 до 50 тысяч), запланировала, со своей стороны, создание сети интернатов и ночлежек для детей, поскольку сегодня город располагает лишь 500 койками, включая места, предоставляемые неправительственными организациями.
"К сожалению, власти Москвы склоняются лишь к репрессивным мерам. Вместо того, чтобы понять, что толкает детей оставить родной очаг и попытаться вернуть их, муниципалитет хочет очистить от них улицы, как будто речь идет о куче отбросов", - жалуется Олег Зыков, глава фонда "Нет алкоголизму и наркомании", которая уже 10 лет бьется за введение системы законов по охране детства. Организация одержала первую победу на прошлой неделе, добившись внесения поправок в законодательство, требующих создания системы "детских" судов, что происходит впервые.
Официально, милиция уже три года лишена права задерживать лиц моложе 14 лет, если они не совершили правонарушений. Но, после заявлений президента Путина, облавы участились. Пойманный беглец обычно направляется в больницу или интернат, откуда ему, как правило, удается вновь бежать, поскольку там отсутствует система занятий и не ведется работы с семьями. И беглецы попадают в мир преступности. "Это происходит не случайно. Когда ребенок начинает красть, колоться или продавать свое тело, он должен следовать закону улицы, а это всегда приводит к трагедии", - говорит президент фонда "Нет алкоголизму и наркомании". По мнению генерального прокурора России, Владимира Устинова, более 1,1 миллиона малолетних, треть из них моложе 12 лет, были задержаны милицией в прошлом году. Около 185 000 из них совершили преступления или правонарушения, в том числе 1600 убийств, 3000 случаев нанесения тяжких телесных повреждений и 148000 краж. Но дети сами являются жертвами, становясь легкой добычей сети педофилов или торговцев наркотиков.
Приют. Чтобы помочь маленьким бродягам, "прежде чем улица станет их образом жизни", организация создала приют на сорок мест "Путь домой", целью которого является вернуть детей к домашнему очагу. В здании бывшей начальной школы, дети от 3 до 14 лет получают советы психологов и даже юридическую помощь, в случае если они оказываются на улице вследствие захвата недвижимости, явления, которое сопровождало приватизацию московских квартир. "Возвращение в семью - всегда лучшее решение, если только родители не отказываются заботиться о детях по причине алкоголизма, или если дети не становятся жертвами насилия", - подчеркнул директор приюта, Сапар Кульянов. "В этом случае, остаются приемные родители или "детские деревни", чтобы избежать худшего - детского интерната, с его 10% процентами самоубийств и 60%-ной преступностью".