Берлин, 25 февраля 2002 года. Сегодня официальные лица Организации Североатлантического договора (НАТО) и дипломаты заявили, что после многомесячных внутренних дискуссий и споров НАТО предложила России новую форму взаимоотношений, которая позволит российскому послу в НАТО сидеть между португальским и испанским послами на заседаниях, где обсуждаются представляющие взаимный интерес важные вопросы. Однако НАТО сохранит за собой право на принятие собственных решений и проведение заседаний с участием всего 19 полноправных членов. Россия, остающаяся вне альянса, созданного для устрашения Советского Союза после второй мировой войны, не будет, по словам официальных лиц, иметь права вето на любые политические и военные решения НАТО. Любые решения, которые окажется трудно принять с участием России, могут быть сняты с повестки по просьбе любого из полноправных членов, сказали они. Новый Совет НАТО-Россия - "Двадцатка НАТО", как нравится именовать его официальным лицам - будет действовать параллельно с Североатлантическим советом, где альянс принимает решения, и не будет его подменять.
Новые предложения, которые были доведены до российского президента Владимира Путина, далеко не соответствуют первоначальным идеям, озвученным премьер-министром Великобритании Тони Блэром (Tony Blair) три месяца назад. Те предложения вызвали критику со стороны министра обороны США Дональда Рамсфелда (Donald H. Rumsfeld) и некоторых бывших чиновников администрации Клинтона (Clinton) на том основании, что они не содержали достаточных гарантий защиты свободы действий и военных секретов НАТО. Но Вашингтон и НАТО, подчеркивают официальные лица, хотят более согласованных отношений с Россией, пытаясь строить их на общности интересов вроде борьбы с терроризмом, контроля над распространением вооружений и проведения поисково-спасательных и миротворческих операций.
НАТО пытается создать новую институциональную основу для более тесного сотрудничества, установившегося с Москвой после 11 сентября. Кроме того, есть желание помочь г-ну Путину обосновать его решение о совместной работе с президентом США Джорджем Бушем-младшим (George W. Bush), об обмене разведывательной информацией и о разрешении американским войскам базироваться в Средней Азии - позиции, которые непопулярны у значительного числа российской элиты.
Предлагается втянуть Россию в более постоянные отношения с НАТО, не разрушая при этом альянса как инструмента коллективной военной обороны, - заявил один высокопоставленный западный представитель. - Мы очень многое можем делать совместно с Россией, которая не является врагом и становится скорее другом".
Один российский представитель сказал, что г-н Путин понемногу выигрывает спор в Москве по поводу сотрудничества с Вашингтоном. "Мы хотим взаимодействовать с НАТО, а не противодействовать этой организации, - сказал этот представитель. - Мы хотим быть с НАТО, если уж и не в составе этой организации. Но новые отношения должны иметь содержание".
Официальные представители НАТО стремятся не допустить трансформации альянса в политическую организацию и не отказываются от основополагающей идеи взаимной обороны - даже если Россия больше не представляет очевидной угрозы. НАТО скорее всего одобрит расширение альянса в ноябре нынешнего года, с включением в состав этой организации трех бывших прибалтийских советских республик - что очень задевает Россию - а также Словении и, возможно, Словакии. В качестве кандидатов на вступление в НАТО рассматриваются также Болгария и Румыния.
Официальные представители НАТО прилагают усилия к тому, чтобы выпятить позитивные стороны новых взаимоотношений с Россией и затушевать вопрос о том, как альянс намерен защищаться от любых российских усилий по блокированию своих решений. Но члены НАТО будут встречаться, по меньшей мере, раз в месяц, в новом Совете НАТО-Россия, который должен заменить собой отживающий орган, известный под названием Постоянный совместный совет, из состава которого россияне в возмущении вышли, когда во время войны в Косово в 1999 году НАТО приняла решение бомбить Сербию, российского союзника.
Новый совет будет функционировать так же, как и НАТО - путем обсуждений, споров и консенсуса - и даст России важное слово. "Мы пытаемся организовать скорее круглый стол, дающий потенциальную возможность ввести Россию в процесс принятия решений на основе консенсуса, который характерен для альянса, - сказал один официальный представитель. - До этого все, что делалось с участием России, было результатом с нулевой суммой". Теперь, когда у г-на Путина есть предложение для раздумий, американские официальные лица начали обсуждать эти идеи с ключевыми членами конгресса США, пытаясь убедить их, что гарантии на случай российского вето или приема в НАТО "через черный ход" сохраняются. Они хотят успокоить страхи в связи с тем, что Россия использует новые отношения для того, чтобы попытаться вбить клин между европейцами и Вашингтоном.