Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
╚Глобализация и трансатлантическое партнёрство╩

Полный текст выступления президента ФРГ Йоханнеса Рау перед Экономическим клубом в Детройте 20 февраля 2002 года

╚Глобализация и трансатлантическое партнёрство╩ picture
╚Глобализация и трансатлантическое партнёрство╩ picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
╚Нам нужен реальный, а не теоретически свободный рынок. Открытый для всего мира рынок должен базироваться на единых, действующих повсеместно правилах. На это указывал ещё Адам Смит: у рынка должны быть рамки, и они сегодня должны определять социальные и экологические условия хозяйствования╩.

I.

Дамы и господа,

Я благодарю вас за приглашение выступить сегодня перед Экономическим клубом Детройта.

Господин, Фаунтин (Fountain) в своем приветствии Вы сказали добрые слова в мой адрес. Мое воспитание заставляет меня, собственно, относиться к столь большим похвалам трезво. Но поскольку я сейчас нахожусь в США, то очень хотел бы процитировать моего любимого американского философа. Мэй Уэст (Mae West) однажды сказала: "Хорошо время от времени слышать правду". Я совсем не хочу относить остроумие великого философа на свой счет, а хочу руководствоваться им в своем выступлении.

Но не волнуйтесь: я не испорчу Вам аппетит! Итак, в этом смысле - некоторые мысли к простой теме: "Глобализация и трансатлантическое партнерство".

II.

Имя Детройта связано со всемирно известными предприятиями. Оно символ великого времени, новаторских идей и громадных успехов. Здесь также особо чувствуешь, когда возникают проблемы с конъюнктурой и когда появляются новые вызовы времени - предвестники глобальных изменений.

Часто об экономической мощи Америки упоминают на одном дыхании, говоря об этом государстве. Один британский журналист однажды сказал: "The "59 Cadillac says more about America than a whole trunkful of history books". В Детройте брали начало новаторские процессы в промышленном производстве.

Идеи Генри Форда (Henry Ford) стали в свое время вехами не только в экономическом, но и социальном прогрессе. Форд своей системой сделал автомобили такими дешевыми, что их могли также покупать рабочие, которые их производили.

Генри Форд уже тогда, вероятно, знал, что заработная плата это не только расходы, что она определяет также покупательную способность рабочих. Скажу его словами: "Автомобили не покупают машин". Они актуальны и сегодня.

III.

У меня только что была возможность познакомиться здесь, в Детройте, с одним немецким средним предприятием, которое очень успешно работает в качестве поставщика автомобильной промышленности. Оно является одним из 150 немецких предприятий, открывших филиалы в Мичигане, чтобы производить продукцию для американского рынка.

Детройт - хороший пример успешного сотрудничества фирм, а, тем самым, и людей из многих стран мира. Это относится как к нынешнему времени, так и к прошлому. Многие переселенцы из Германии и их потомки внесли решающий вклад в промышленное производство, как и в другие отрасли.

Я хотел бы назвать несколько имен:

╥ Именем Вальтера Крайслера (Walther Chrysler) сегодня назван музей, в котором рассказывается не только об автомобилях, но также и о людях, которые их производили.

Альберт Кан (Albert Kahn) был одним из величайших промышленных архитекторов. Он строил промышленные сооружения в России, но он же, например, построил частный дом Эдзель Форд (Edsel Ford).

Немецкие американцы играли значительную роль в американском профсоюзном движении и в разработке концепции социальных законов, начиная с 19 столетия. Я, например, вспоминаю здесь о Роберте Вагнере (Robert Wagner), который в решающей степени подготовил социальную политику и политику в области рынка труда президента Рузвельта (Roosvelt).

Штат Мичиган выступает за тесное экономическое сотрудничество Соединенных Штатов с Германией. Четыре из десяти крупнейших в Германии американских инвесторов - из вашего региона. Американские предприятия занимают в Германии с большим отрывом первое место по объему прямых инвестиций. И наоборот, США занимают первое место по объему прямых немецких инвестиций за рубежом.

Сегодня богатый традициями индустриальный город Детройт находится в условиях мирового слияния производства. Его имя тесно связано с именами других городов. Позвольте мне назвать три примера связей между городами в Германии и США:

╥ Я имею в виду Детройт и Штуттгарт: в компании "Даймлер-Крайслер АГ" работают 13 000 человек и, таким образом, она является крупнейшим частным работодателем Детройта.

╥ Я имею в виду Детройт и Рюссельхайм, Бохум и Айзенах, четыре города, где, как известно особую роль играет компания "Дженерал Моторс".

╥ Я имею в виду Детройт и Дюссельдорф, Рурскую область и сталелитейный концерн "Тиссен".

╥ И я имею в виду Детройт и Кельн и компанию "Форд Мотор".

IV.

Если сегодня поближе приглядеться к автомобилю, то замечаешь, что означает производство в рамках глобализации. Марку автомобиля узнает каждый. Название является неотъемлемой частью. Оно имеет для людей важное значение. Это относится к немецкому, японскому или американскому наследию, которое отличает эту продукцию. Даже если предприятия имеют сегодня связи по всему миру, все равно те или иные марки продолжают очаровывать особыми традициями своего происхождения.

Однако отдельные детали автомобиля уже давно производятся в самых различных странах, как достоянием многих стран является готовность их производить или талант придавать им искусные или волнующие линии.

Это можно заметить, если взглянуть на то, что здесь производятся:

╥ Рулевая колонка, автоматика и свечи зажигания производятся в Японии.

╥ Из Германии - стеклоочистители, подвески, рулевые колеса, тормоза, карданные валы, фары, распределительные валы, цилиндры, основные блокирующие устройства и сдвижные крыши.

╥ Между прочим, иногда сдвижные крыши поступают из моего родного города Вупперталя.

╥ Из Испании поставляются резиновые уплотнители и внутренняя отделка и ручки для дверей.

╥ В Великобритании производятся обратные клапаны и некоторые переключатели.

╥ Франция отвечает за масляные фильтры

Теперь у Вас постепенно возникнет вопрос: а если что-нибудь вообще из США? Да. Например, двигатели, сиденья, приборные доски, обивочная ткань и, разумеется, способность спроектировать современный, имеющий успех в мире автомобиль и собрать его из множества отдельных деталей.

Что может сказать теперь этот американский и все же принадлежащий всему миру автомобиль о сегодняшней Америке? Что это типично американский автомобиль? Или это автомобиль всего мира? Везде в мире автомобиль является символом благосостояния, прогресса и мобильности.

Люди всего мира восторгаются автомобилями. Они пробуждают чувства и страстные желания. Эти чары, которые исходят от автомобиля при всех проблемах, которые о несет с собой, может оказать исключительно большую помощь в том, чтобы в будущем людей всего мира могли связывать также и эти позитивные ценности: благосостояние, прогресс и свобода.

V.

Наша политика служит людям. Мы должны руководствоваться этой мыслью - что подобает человеку? - и тогда, когда мы говорим о производстве автомобиля и его улучшении.

Поскольку производство это, несмотря на всякую автоматизацию и рационализацию, -люди, которые живут в Детройте или в Бохуме, в Токио или в Штуттгарте, в Пуэбло, Турине или Шанхае. Глобализация - это как раз всегда названия компаний, машины, детали и продукция - они приобретают глобальный характер. Люди же, они, как правило, остаются привязанными к одному месту. Это немцы, американцы, испанцы, французы, мексиканцы, японцы┘ Эти люди любят свои семьи, они хотят слушать свою музыку, есть свою еду, иметь свою любимую спортивную команду.

Глобализация предоставляет нам великолепную возможность добиться для людей более высокого уровня благосостояния. Но мы постоянно сталкиваемся с тем, что не только рынок и конкуренция заботятся о том, чтобы они могли приносить выгоду как можно большему числу людей.

Мы все еще помним критику, а также самокритику, прозвучавшую на Международном экономическом форуме в Нью-Йорке в этом году. Примечательным было уже то, что именно от МВФ можно было услышать оценки, которые раньше приводили в лучшем случае его критики.

Генеральный директор МВФ Хорст Келер (Horst Koehler) подверг критике протекционизм и "эгоистичную торговую политику" промышленно развитых государств. Международные отношения, сказал Келер, не могут быть такими, когда договариваются крупные государства, а развивающиеся страны остаются ни с чем.

Генеральный директор ВТО Майк Мур (Mike Moore) сказал: "Я разделяю 80% аргументов моих противников", имея при этом в виду критиков глобализации. Экономист Пауль Кругман (Paul Krugmann) пришел на конференции в Нью-Йорке к выводу, что крупным индустриальным государствам недостает понимания, что они все вместе несут ответственность за благополучие мировой экономики.

Нобелевский лауреат в области экономики Амартья Сен (Amartya Sen) очень убедительно для меня сформулировала, как это может сочетаться; что в мире в условиях глобализации должно иметь повсеместное развитие: рынок, демократия, свобода и справедливость. Свобода людей, считает Сен, более значимая ценность, чем решение о свободе рынка. Мы, по словам Сен, не должны никогда судить о рынке по его действительно впечатляющим успехам, но мы должны постоянно также задаваться вопросом: у всех ли есть право принимать участие в работе на нем, или люди лишены этого?

Как демократы мы не можем принимать во внимание разговоры о том, что глобальный рынок несет с собой, якобы, безысходность и собственные законы, которые ущемляют и ограничивают свободу, демократию и справедливость. Рынок должен стоять на службе свободы, на службе человека.

Идеи и опыт многих людей, их интеллект, их знания, их руки их способность к коллективной работе - все это для меня тоже важнейшие из тех многочисленных компонентов, из которых сегодня собирается любой автомобиль.

И чтобы всему этому придать развитие, нам нужен реальный, а не теоретически свободный рынок. Открытый для всего мира рынок должен базироваться на единых, действующих повсеместно правилах. На это, что может многих удивить, указывал еще Адам Смит (Adam Smith): у рынка должны быть рамки, и они сегодня должны определять социальные и экологические условия хозяйствования. Без правил развалится любой рынок, а это не пойдет на пользу ни для людей, ни для благополучия стран.

В наши дни открытость рынков для всего мира - это большой шанс, и мы можем воспользоваться им в интересах и для общего блага людей. Удастся это нам, тогда мы сможем достичь великой цели: продемонстрировать свободу и демократию всему миру. Это новый, актуальный вызов времени старым демократическим, как и старым индустриальным традициям, которые в особой мере присущи вашей стране. Эта цель давно связывает нас узами дружбы через Атлантику.

VI.

Трансатлантические отношения имеют решающее значение, если мы хотим успешно осилить вызовы времени в нашем едином мире. Наши отношения базируются на прочном фундаменте. Разумеется, они могут функционировать, как и все тесные отношения только в том случае, если мы постоянно и внимательно заботимся о них.

На соединяют одинаковые представления о ценностях, личные отношения и интенсивный торговый обмен. 60% зарубежных инвестиций в Соединенных Штатах приходится на Европейский союз, 45% американских инвестиций за рубежом идут в Европу. Европейский Союз и Соединенные Штаты являются экономическими регионами, которые более всего в мире связаны между собой.

В сотрудничестве наших стран в Организации Объединенных наций, в НАТО и в ОБСЕ находит выражение наше убеждение в том, что крупные проблемы международной политики лучше преодолевать путем совместных действий.

В будущем отношения между Соединенными Штатами и Европой буду определять два новых фактора. Новым элементом в трансатлантических отношениях является евро, который успешно введен в Европе без каких-либо значимых проблем с 1 января 2002 года. Возникла новая единая валютная зона, где проживает, примерно, столько же людей, что и в США. Тем самым, Европейский союз стал символом интеграции, которая стала для каждого видимой и ощутимой. Я убежден в том, что евро, как и доллар, станет ценимой в мире валютой для вложений капитала, транснациональных сделок и для целей создания резерва.

К этому добавится расширение Европейского союза. Ее цель раздвинуть границы политической стабильности, экономической и социальной стабильности в сторону Центральной и Юго-Восточной Европы. Тем самым, Европа делает также существенный вклад в глобальную безопасность, как и в экономическое и социальное развитие государств Средиземноморья, предоставляя широкую поддержку.

Европа путем интеграции и глобализациии обретет себя в совершенно новой форме. Учитывая наши специфические социальные традиции, это произойдет иначе, чем в США. У нас, в Германии, уже накоплен хороший опыт сотрудничества в тарифной политике, без профсоюзов немецкое экономическое чудо было бы невозможно, без профсоюзов у нас не было бы сегодня того уровня благосостояния и социального мира, чему нам многие завидуют.

Своим прогрессирующим единением Европа может обрести силу, если европейцы будут готовы продолжать идти взятым курсом. Тогда в будущем мы сможем тоже взять международную ответственность на себя вместе с США. Европа и США - стратегические партнеры, когда речь идет о развитии и защите демократии и прав человека, свободы и справедливости. Цель немецкой политики - уверенная в себе и сильная Европа, которая понимает свои интересы и свою ответственность перед миром.

Успех будущих действий в экономическом и политическом плане заключается не в обособлении или в политике единоличных решений. В частности, если мы стремимся к успеху, единодушие международного сообщества необходимо именно в случае с применением военной силы. Поэтому было так важно, что американский ответ на террористические акты, совершенные 11 сентября, последовал после тщательных консультаций и получения мандата Совета безопасности Организации Объединенных наций. Поэтому появилась возможность создания впечатляющей международной коалиции для борьбы против терроризма.

Глобализация не означает, что сильный остается в одиночестве. Партнеры должны быть готовы говорить лруг с другом, слышать друг друга, но потом вместе и действовать. Достойное и дружеское обхождение друг с другом - это та перспектива, которая мне более чем нравится.

Президент Буш (Bush) в своей речи о положении нации 30 января сказал, я цитирую: "Мы должны не допустить, чтобы террористы и режимы, которые стремятся к получению химического, бактериологического и ядерного оружия, могли угрожать Соединенным Штатам или миру". Я могу с этим лишь согласиться. Что было бы нужнее, чем создание придать большую силу соответствующим договоренностям о разоружении и эффективных инструментов для борьбы с терроризмом?

VII.

Страшные террористические акты, совершенные 11 сентября, придали нашему партнерству совершенно новое значение. Трансатлантические отношения в большей мере переместились в политическую сферу, они становятся теснее и в своих многих аспектах получили более ясные контуры.

Между тем, для нас уже нет непосредственной угрозы, и мы смотрим в будущее. Мы задаем себе вопрос, что заставляет людей считать такие преступления добром. Я согласен с министром иностранных дел Пауэллом (Powell), который указал на Международном экономическом форуме в Нью-Йорке на то, что мы ведем борьбу против терроризма и его корни нужно видеть не только как вызов для применения военной силы. Мы должны, как сказал Пауэлл, вести эту борьбу и на гражданских фронтах, лишать почвы нищету, отчаяние и безнадежность. Там, где люди живут в условиях демократии, свободы и справедливости, там они смогут противостоять террористическим соблазнам. Поэтому нам необходима всемирная коалиция против голода и нищеты.

Политика Америки и ее партнеров была в прошлом всегда успешной, когда она основывалась не только на экономической и военной силе, но и на силе убедительности ее концепций и идей. Только так стало возможным мирное преодоление конфликта между Востоком и Западом. Мы были решительно настроены защищать себя и предпринимать для этого необходимые усилия. Мы использовали, через ОБСЕ и политику взаимопонимания, также средства дипломатии и силу диалога. На это мы должны полагаться и сегодня, когда речь идет о том, чтобы придать убедительность идеалу свободного и справедливого экономического и общественного порядка.

В глобалном обществе может быть только общая безопасность. Именно нам в Германии пришлось пережить, что надежной защитой на долгие годы могут быть свобода, благосостояние и демократия, а не стены и оружие. Напоминание о том, какой силой обладают эти ценности, мы встречаем каждый день, когда проезжаем снова открытые двенадцать лет назад Брандебургские ворота.

Однако эту идею свободы и демократии содержит и надпись на постаменте статуи Свободы, которая приветствует всех тех людей, которые по причинам нужды или политических преследований были вынуждены покинуть свою родину: "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас".

Это суть послания, которого должно придерживаться любая любящая свободу страна. Это свободные государства, которые образуют альянс в борьбе против террора и которые образуют всемирный союз в борьбе против голода, бедности и преследования.

Соединить свободу, демократию и всеобщую безопасность с преимуществами глобального рынка - это большая задача будущего. Для этого нам необходимо доверие друг к другу и уважение представлений других культур. Для этого нам необходимо ясное понимание ценностей, но не образ врага.

Я убежден, что мы справимся с этой задачей, чтобы мечта, которая объединяет Америку и Европу, стала достоянием людей всего мира.