"Le Temps": Какой урок из Афганской войны должна извлечь Европа в военной сфере?
Ив Буайе: Эта война не должна становиться эталоном, поскольку была войной американцев. У европейской системы безопасности другие приоритеты, в частности, определение видов конфликтов, участие в которых Европе присуще, "азбука" вхождения в конфликт, основанная на европейской культуре, а также зависящая от средств, которые Европа в состоянии предоставить: командная структура, средства разведки, системы вооружения. Если Европе придется взять на себя инициативу, она будет делать это на свой манер, и, возможно, с не меньшей эффективностью. Взять, например, боевую группу 40 британского Королевского флота: в сравнении с американским аналогом, эффективность действия этого отряда выше, поскольку он не снабжен ни всей этой логистикой, ни арсеналом электронных средств или средств поддержки, свойственных американской армии. Но если резюмировать, то итоги войны, в том контексте, что участие европейцев не было желательным, и что оно было скорее политическим, чем военным, - итоги этой войны скорее позитивны. Сегодня до сорока кораблей присутствуют в Персидском Заливе, из них один французский авианосец и два британских, боевые атомные подводные лодки, - это сравнимо с американским присутствием, неизменным со времен войны в Заливе.
- Есть ли у Европы точки приложения сил, в противовес американскому всесилию?
-Конечно. Европа отличается подготовкой своих офицеров и унтер-офицеров, которые посвящают много времени обучению, тогда как их американские коллеги являются специалистами в узкой области. Например, бронетанковые войска - традиционно сильны в Германии. Французы располагают частями быстрого реагирования, способными адаптироваться к различным культурам. То же самое касается и британцев, их войска специального назначения весьма котируются. Откуда вытекает необходимость определить механизм ведения войны, в котором бы сочетались эти различные традиции, плоды истории войн и колониального прошлого. Но, конечно, для этого нужно время.
- А как обстоят дела с созданием единого пространства безопасности?
-Командные структуры уже созданы, с тех пор как Франция и Великобритания предоставили Европе свои собственные структуры. Есть политические, военно-политические и военные структуры, которые требуют присоединения к ним служб разведки, тренировки и координации. То же самое касается и программ вооружения. Конечно, европейские страны будут продолжать следовать своим национальным программам еще несколько лет, таким как программа "Rafale" во Франции. Но если произойдет интеграция, то современные европейские программы должны будут слиться в одну общую через 10-15 лет. Тем временем, помимо внутренних политических трудностей, нужно остерегаться возможного торпедирования этих программ со стороны США.