Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ватикан ужесточает свою политику в России

Поскольку Ватикан явно не стремится необдуманным образом спровоцировать гнев Русской Православной Церкви, почему же он предпринял смелые шаги на этой неделе?

Ватикан ужесточает свою политику в России picture
Ватикан ужесточает свою политику в России picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Католическая церковь и Московская патриархия находятся на пороге серьезного разрыва? Отношения между ними, которые в течение последних лет нельзя назвать хорошими, стали резко ухудшаться. Решение Ватикана о превращении четырех ╚апостольских администраций╩ в России в полноценные епархии, принятое на прошлой неделе, выглядит достаточно безобидно. Русскую православную церковь тем не менее это решение разгневало

Католическая церковь и Московская патриархия находятся на пороге серьезного разрыва? Отношения между ними, которые в течение последних лет нельзя назвать хорошими, стали резко ухудшаться. Решение Ватикана о превращении четырех "апостольских администраций" в России в полноценные епархии, принятое на прошлой неделе, выглядит достаточно безобидно. Глава российских католиков Тадеуш Кондрусевич (Tadeusz Kondrusiewicz) объяснил, что этот шаг означает простую "нормализацию" церковных структур в стране и "ничего более".

Русскую православную церковь тем не менее это решение разгневало. Митрополит Кирилл, второй по влиятельности иерарх в Русской Православной Церкви, сразу же опротестовал это заявление, посчитав, что Ватикан намеревается "обратиться с проповедью к нашему народу, чтобы обратить его в католическую веру". Он также предупредил, что Русская православная церковь, возможно, скоро разорвет все отношения с Ватиканом. Так в среду Московский патриархия отменила визит в Москву высокопоставленного католического кардинала.

После унижения, которое принес прошлогодний визит папы Римского на Украину, вопреки публично выраженной воле патриарха, реакция Московского патриархии на последний маневр Ватикана являет собой отчаянную попытку утвердить свой авторитет. Это также и реакция, по преимуществу инициированная опасными антикатолическими взглядами на святыню православных верующих, все еще печалящихся о захвате православного Константинополя крестоносцами, водрузившими над ним папский флаг в 1204 году. Они напомнят вам, что в XYII веке ватиканские миссионеры предприняли попытку незаконно вторгнуться на территорию православных христиан в Восточной Европе посредством "унии" восточного католического обряда, позволяющей священникам иметь жен и придерживаться византийского ритуала при условии признания авторитета папы.

Древняя вражда

Когда в 1991 году Католическая церковь восстановила свои разоренные за годы советской власти структуры на российской земле, не проинформировав об этом Московскую патриархию, древняя вражда возобновилась. Поспешив отразить новое "нашествие" католицизма иерархи Русской Православной Церкви стали утверждать, что огромная территория, которую прежде занимал Советский союз, является "канонической территорией" этой церкви. Опираясь на древние каноны христианской церкви, они утверждали, что на определенной территории может существовать только одна епархия, как и один иерарх - в данном случае иерарх Русской Православной Церкви. Таким образом водворение на этой неделе католических священников в Москве, Саратове, Иркутске и Новосибирске рассматривается как бесстыдная дерзость. Двойные стандарты Московской патриархии здесь вопиют. Русская Православная Церковь вводит должности архиепископа Берлина и Германии и архиепископа Вены и Австрии - епархии, которые, если следовать ее собственной логике, принадлежат канонической территории папы Римского.

И все же, несмотря на это, Католическая церковь в течение последних десяти лет проводила крайне осторожную политику по отношению к Московской патриархии. В течение этих 10 лет она вяло реагировала на обвинения в прозелитизме, неясные предъявляемые ей Русской Православной Церковью. В течение 10 лет она колебалась прежде чем вступиться за католиков восточного обряда, которых Московская патриархия обвинила в разрушении трех епархий Западной Украины. Конечно, если бы Ватикан хотел возразить Москве, ему достаточно было бы указать на насильное присоединение сотен украинцев-католиков восточного обряда к Московской патриархии в 1946 году как на крупнейший акт прозелитизма, поддержанный государством. Но Ватикан по-прежнему молчит.

Поскольку Ватикан явно не стремится необдуманным образом спровоцировать гнев Русской Православной Церкви, почему же он предпринял смелые шаги на этой неделе? Скорее всего, потому что Ватикан чувствует, что Кремль все больше отчуждается от Московской патриархии и не поддержит ее в случае необходимости. В течение последних десяти лет высокопоставленные иерархи Русской Православной Церкви, как и в советское время, продолжали верно служить Кремлю. Так, например, они поддержали военную кампанию в Чечне, но осудили натовские бомбардировки Сербии. В обмен - как и прежде - церковь получила определенные привилегии: дискриминационный федеральный закон о религиях, который она широко лоббировала в 1997 году.

Однако при Путине в этих комфортных отношениях проявляются признаки напряжения. В сентябре кремлевский чиновник сказал мне, что "наше руководство полагает, что руководство Русской Православной Церкви нечестно и не доверяет ему". При этом российский президент все еще время от времени благоволит к православной церкви. Тем не менее, во время недавней конференции, проходившей в новом грандиозном православном храме, язык телодвижений президента России рассказал о многом. С одной стороны от Путина находился патриарх, с другой - митрополит Кирилл, которые неоднократно крестились. Однако на лице якобы благочестивого президента не дрогнуло ни одного мускула в ходе молитвы. В своем обращении к участникам конференции он ни разу не помянул Русскую Православную Церковь как социальный институт, не говоря уже о том, чтобы похвалить ее.

Сигнал к Единству

Поворот администрации Путина в сторону Запада, совершенный после терактов 11 сентября также вынуждает российского президента двигаться в направлении Ватикана. В последнем интервью польской газете "Газете Выборча" Путин говорил о "своей надежде" принять папу в России, находясь в должности президента страны. В конце прошлого года постоянный представитель России при Ватикане посол Виталий Литвин заметил, что события 11 сентября потрясли международное сообщество, и напомнил россиянам о важности единства. По его словам, папский визит в Россию "мог бы стать важным сигналом к такому единству". Подобные речи - анафема Московской патриархии.

Однако это всего-навсего слова. Если Путин действительно собирается настаивать на конституционном отделении церкви от государства и прекратить потворствовать капризам и историческим жалобам Московской патриархии, он должен выступить с более сильной поддержкой легального права католической церкви на деятельность в рамках ее собственных иерархических и институционных структур.

Первым шагом на этом пути было бы даровать двум новым архиепископам российское гражданство, в получении которого им неоднократно отказывали власти, что позволило бы им нести законную ответственность за свои приходы. Кремль должен сделать первый шаг, если россияне действительно имеют право выбирать, изменять и исповедовать религиозные убеждения по своему усмотрению, а не предопределены "культурно, духовно и исторически" к тому, чтобы быть "паствой Русской Православной Церкви", как сказал на этой неделе патриарх.