Джордж Буш ломает голову над азиатскими паззлами
Наступает век Азии. Однако это не предсказывавшаяся в 90-е годы эпоха ее экономической экспансии и ошеломительных успехов. Сегодня ни у кого нет сомнений: ситуация в Азии оказывает наибольшее влияние на развитие событий в мире, но по другим причинам. После атаки террористического интернационала на США внезапно оказалось, что это наибольшее пространство нестабильности и заповедник конфликтов. Азиатский континент пересекает обозначенная президентом Бушем "ось зла". В Азии лучше всего подтверждается хантингтоновская теория столкновения цивилизаций. Очаги конфликтов и войн можно там найти почти везде - от Йемена до Индонезии. Азия стала новым полем гонки вооружений, и именно там рождается новый вызов миру - набирающий силу Китай.
Профессор Стивен Коэн (Stephen Cohen), эксперт по азиатским делам Брукингского института, только что вернулся из Пакистана. В беседе с "Впрост" он подчеркивает, что многие азиатские руководители парадоксальным образом видят в новой ситуации шанс для своих государств. Несмотря на огромные культурные различия они понимают, что без доброго дяди Сэма далеко не уйдут. Эта своего рода дружба, основанная на взаимной пользе, укрепилась, когда все осознали угрозу терроризма и поняли, что только совместная борьба может свести опасность к минимуму, - говорит Коэн.
План Маршалла для Азии?
Для вашингтонских политических элит Азия стала сегодня самым важным регионом мира. Президент Буш дважды посещает Китай в течение четырех месяцев. Его маршрут пролегает также через Японию и Южную Корею. В последние месяцы страны Азии стали самым популярным местом поездок политиков США - через самые разные уголки самого большого континента снует хоровод американских официальных лиц во главе с государственным секретарем Колином Пауэллом и министром обороны Дональдом Рамсфелдом. И азиатские руководители все чаще посещают Вашингтон. Совсем недавно за океаном был президент Пакистана Первез Мушарраф. После завершения холодной войны в Азии возник геополитический вакуум. Здесь не было таких организаций как НАТО или Европейский Союз. Тем временем на континенте много нестабильных стран, либо переживающих глубокие перемены. Демократизации Индонезии после долгих лет диктатуры привела к всплеску напряженности и оживила сепаратизм, превратив архипелаг в Балканы Тихого океана. Продолжается конфликт на Филиппинах и споры из-за Кашмира. Азию ждут также два насыщенных рифами процесса воссоединения: Китая с Тайванем и обеих Корей. Не стоит уже говорить и о хронических проблемах Ближнего Востока. Какой риск содержит в себе азиатский геополитический вакуум, в полном масштабе показал пример Афганистана. Когда там угасло соперничество Советского Союза и Соединенных Штатов, пустоту заполнили талибы. После нанесения им военного поражения мир (главным образом США) ломает себе голову, как построить новый порядок, который позволит решить проблему религиозных конфликтов. Появляются идеи создания нового плана Маршалла --не только для Афганистана, но для всей группы стран, в которых нищета является питательной средой для фундаментализма. Руководители постсоветских среднеазиатских стран рассматривают присутствие армии США как дополнительный шанс на большую независимость от влияния России и возможность привлечения западных инвестиций.
Опасный континент
Средняя Азия - это только часть огромного планшета с паззлами, какие должен привести в порядок Буш. Ведь именно на Азиатском континенте расположено большинство стран, обвиняемых в поддержке терроризма. Война нервов продолжается. Ставка в ней сегодня такова: дойдет ли дело до военной интервенции США В Ираке. В Тегеране снова продолжаются антиамериканские демонстрации. Звучавшие до сих пор заверения о необходимости "диалога цивилизаций" начинают вытесняться риторикой конфронтации.
Буш нанес удар "солнечной политике " Сеула по отношению к Северной Корее, отнеся эту страну к "оси зла" (вместе с Ираном и Ираком). Ральф Косса (Ralf Cossa) азиатский эксперт гавайского центра стратегических и международных исследований называет поворот в политике США по отношению к Пхеньяну шизофренией. Буш однако дает понять, что пришло время решительных развязок, а тянущиеся десятилетиями разговоры об объединении Корей - это бесплодная дискуссия с режимом в Пхеньяне, строящим баллистические ракеты. Уже идут акции против террористов на Филиппинах (американцы поддерживают там действия местного правительства). Подобные действия предпринимаются в Йемене. Гордиевым узлом остается Кашмир - террор не прекратится там, пока об этой провинции будут спорить Индия и Пакистан, обладающие ядерным оружием. В награду за поддержку интервенции США в Афганистане президент Пакистана Мушарраф требовал на днях в Вашингтоне американских самолетов для борьбы с "угрозой со стороны Индии". Эндрю Михта (Andrew Michta) политолог из колледжа Родес (Rhodes College) утверждает, что наиболее непредсказуемым мог бы быть не индийско-пакистанский конфликт, а индийско-китайский. Оба государства раскручивают гонку вооружений на континенте, оба имеют все большие державные амбиции и оба исключительно мало податливы на внешние влияния.
Путешествие в пещеру дракона
Азиатская поездка Буша совпадает с 30-й годовщиной переломного визита в Китай президента Ричарда Никсона. Ее последствия могут быть столь же долговременными. Будущее континента зависит от отношений Пекина с Вашингтоном. Если Китай станет огромным Гонконгом (большинство политологов и экономистов единодушны в том, что это произойдет в течение ближайших тридцати лет), это превратит его в глобальную силу. Станет ли он партнером или соперником США, решается уже сегодня. Буш повещает пещеру китайского дракона, чтобы противостоять новым вызовам. Китайцы хорошо знают, что именно благодаря американцам их приняли во Всемирную торговую организацию. Они также знают, что без экспорта в США они не смогли бы сохранить темп экономического роста. Поэтому самое важное для них сейчас - это устранения барьеров в торговле с Соединенными Штатами. В американской помощи сегодня нуждается даже гордая Япония. Прежде она служила другим образцом для подражания, но вот уже долгое время страна все глубже погружается в экономический кризис. На Америку поглядывает также и Южная Корея, рассчитывая, к примеру, на то, что Дженерал Моторс выкупит в конце концов концерн Дэу (Daewoo) и поможет вытащить экономику из кризиса.
Покушение на Центр мировой торговли было нацелено на символ глобальной экономики и должно было подорвать его основы. Буш хочет дать экономике импульс для развития. Китай, Япония и Корея - это три крупнейших двигателя азиатской экономики. Все они однако нуждаются в уходе и ремонте. Механиком же в очередной раз должен стать дядя Сэм.
Статья подготовлена к публикации при сотрудничестве с Агнешкой Пукнель