28 февраля 2002 года. Вчера один российский министр выразил свой протест против планов США по подготовке и оснащению для антитеррористических операций военнослужащих Грузии. Однако, несмотря на риск вызвать раздражение сторонников жесткой линии, президент России Владимир Путин сохранял молчание. Один высокопоставленный американский дипломат заявил, что, по его мнению, это означает, что Москва в общем и целом согласна на вмешательство Соединенных Штатов в Грузии.
Министр иностранных дел России Игорь Иванов жаловался, что прибытие американских военных в Грузию "может еще больше осложнить и без того уже серьезную обстановку в регионе". Г-н Иванов заявил, что Москва хочет "совместных усилий" России и Грузии в борьбе с террористической угрозой. Никаких немедленных комментариев от г-на Путина не последовало. По заявлениям дипломатов, его прозападная политика означает, что он хочет избежать любых серьезных ссор с Соединенными Штатами перед запланированным на май визитом в Москву американского президента Буша-младшего (George W. Bush). Однако появление американских войск в Грузии, вслед за Средней Азией, только лишь усилит у российских консерваторов впечатление, что г-н Путин слишком многое уступает сверхдержаве, в прошлом являвшейся соперником.
В соответствии с планом, Соединенные Штаты могут послать в Грузию до 200 военнослужащих войск специального назначения. Тем самым впервые война против "Аль-Каиды" будет распространена на Кавказ, а также будет подчеркнут факт быстрого налаживания отношений между Вашингтоном и республиками бывшего Советского Союза. Отношения Грузии с Россией давно являются напряженными. Официальные лица Грузии обвиняют Россию в преувеличении местных проблем, возможно, чтобы найти предлог для военной интервенции.
Влиятельный российский парламентарий Михаил Маргелов, считающийся близким к Кремлю, вчера заявил, что, если США просто осуществляют подготовку грузинских военнослужащих, то это касается их двусторонних отношений. Он также сказал, что правительство США "провело консультации" с Россией относительно своих планов.
Главной целью антитеррористических акций станет Панкисское ущелье, не признающий власти район на северо-востоке Грузии, вблизи границы с Россией. Там обосновались около 7000 чеченцев, бежавших из своей республики после того, как в 1998 году Кремль возобновил военные операции против сепаратистов. Россия утверждает, что чеченские боевики имеют тесные связи с "Аль-Каидой" и что они используют Панкисское ущелье как убежище и как место проведения боевой подготовки. Ущелье стало зоной, которая практически недоступна для грузинского правительства.
Пентагон (министерство обороны США - прим. пер.) уже направил в Грузию 10 невооруженных вертолетов "Huey" и семерых военных советников. Эти вертолеты прибыли в Грузию пять месяцев назад. Вчера вице-председатель комитета начальников штабов США генерал Питер Пейс (Peter Pace) сказал, что эти семь военных советников являются "контрактниками, которые помогают грузинскому правительству получать и готовить к полетам вертолеты". Генерал Пейс заявил, что террористы "Аль-Каиды", вполне возможно, просочились в Грузию, однако он отказался подробно рассказывать о донесениях американской разведки, которые связывают Грузию с войной против терроризма.
Российский министр обороны Сергей Иванов на прошлой неделе заявил, что Панкисское ущелье является "мини-Афганистаном, расположенным всего в 10-20 км от наших границ. С ним необходимо что-то делать". Вчера он отказался комментировать сообщения о планах США.