Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
У Шеварднадзе слабое государство

Грузия давно живёт в условиях кризиса и гражданской войны

У Шеварднадзе слабое государство picture
У Шеварднадзе слабое государство picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Западные политики участливо отностся к Грузии. Для этого есть одна-единственная причина: личность Эдуарда Шеварднадзе, который сделал немало для падения Берлинской стены и развала Советского Союза. Запад до сих пор благодарен ему за это.

Кавказская республика Грузия - нестабильное государство. Волнения в стране, которая прежде считалась райским садом СССР, продолжаются с 1991 года - времени получения независимости. Грузия относится к числу тех государств, которые политологи называют "failing state". Она является страной, которой не удалось дать ход развитию дееспособных политических структур.

Западные политики щадят кавказское государство. Для этого существует одна-единственная причина: личность Эдуарда Шеварднадзе, который с 1992 года держит судьбу Тбилиси в своих руках. Запад кое-чем благодарен бывшему советскому министру иностранных дел, заслугой которого является не только падение Берлинской стены.

Внешнеполитический успех президента сильно контрастирует с внутриполитическими проблемами. Грузинская демократия слаба. В последние годы, кроме того, со всех сторон ширится критика главы государства, даже со стороны бывших соратников. Его клан обвиняют в кумовстве и коррупции. Шеварднадзе управляет страной почти тридцать лет, до 1992 года в роли председателя грузинского филиала московского КГБ.

Если подытожить все, что все же позволяет объединять противоречивые интересы, так это утверждение государственного суверенитета по отношению к России, которая два столетия держит Тбилиси на коротком поводке. Москва переживает потерю Грузии особенно тяжело. С момента получения самостоятельности Кремль не упускал шанса, чтобы дестабилизировать ситуацию в стране. До 1992 года реакционные силы в Москве поддерживали сепаратистские устремления южных осетинцев, которые требовали присоединения к Северной Осетии, входящей в состав России. Кровавый конфликт продолжался три года. Для Грузии он означал лишь начало богатой жертвами истории страданий.

Националистическая политика первого президента Звияда Гамсахурдии, который в 1992 году был изгнан в результате путча, помогала империалистическим кругам в Москве находить среди меньшинств в Грузии благодарных сторонников. За войной абхазов в 1992 годом можно было без труда определить закулисных манипуляторов в погонах из России. Из расположенного на Черном море и когда-то процветавшего туристического региона были изгнаны 600 000 тысяч грузин. С 1993 года контроль за соблюдением перемирия осуществляют наряду с миссиями ООН и ОБСЕ контингент российских войск.

Тбилиси так и не оправился от войны. Принять 600 000 беженцев, что составляет шестую часть всего населения, для страны с преобладанием сельскохозяйственного сектора экономики - это слишком. Из-за напряженных отношений между различными этническими группами свою ведущую роль в сфере туризма утратили и другие прибрежные районы Грузии. Кроме того, своей жизнью живет расположенная на границе с Турцией Республика Аджария. По словам ее главы Аслана Абашидзе, за счет сравнительно благополучной республики формируется основная часть государственного бюджета. В остальном же регион пытается идти независимым от Тбилиси путем.

Нестабильность в стране была до сих пор единственной причиной, которая удерживала Запад от более тесных отношений с Грузией. Американское присутствие может, по крайней мере, на какое-то время укрепить позиции Эдуарда Шеварднадзе, а в долгосрочной перспективе - помочь внутриполитической консолидации.