Вчера утром с прибытием в Тбилиси высокопоставленных офицеров США началась очередная военная операция на территории бывшего Советского Союза, предположительно, с молчаливого согласия Москвы. Представители грузинского Министерства обороны говорят, что делегация США займется разработкой плана антитеррористической операции против боевиков "Аль-Каиды", наличие которых предполагается особенно среди беженцев в Панкисском ущелье, в горах на границе с Чечней. На сегодняшний день военные США находятся уже в Узбекистане и Таджикистане.
Представитель Пентагона в телевизионном интервью подтвердил информацию Тбилиси. Говорится, что в кавказскую республику будет переброшено от 100 до 200 военнослужащих из состава войск специального назначения. Собственно операция может начаться, примерно, через месяц. Подтверждений сообщениям прессы о том, что в Грузию прибыли также уже первые подразделения из состава сил специального назначения немецкого бундесвера, не последовало.
Противоречивая позиция Москвы
Грузинское Министерство обороны заверило, что иностранные военнослужащие не собираются вести боевые действия. Они не будут принимать непосредственное участие в возможной операции в Панкисском ущелье, для этого достаточно сил грузинских спецслужб и полиции. Со стороны США и России может потребоваться лишь техническая помощь, а также информация и поддержка при планировании. Руководитель военной делегации США и советник Министерства обороны США Отар Шикашвили (Othar Schikaschwili) - урожденный грузин - был бы, наверняка, подходящим для этого человеком.
Московские наблюдатели предполагают, что вопрос об операции против "Аль-Каиды" на Кавказе обсуждался также во время российско-американской встречи , состоявшейся 8 февраля в Вашингтоне. На этой встрече разговор вели российский заместитель министра иностранных дел Вячеслав Трубников - бывший глава внешней разведки и его американский коллега Ричард Армитидж (Richard Armitage). Оба встречались в Москве и Вашингтоне также и накануне начала военной кампании в Афганистане.
Москва наблюдает за развитием событий на Кавказе и плача и смеясь. У правительства пока нет единой позиции, признался пресс-секретарь российского премьера. Особенно в черном свете ситуацию видят высокопоставленные военные, которые подвергли президента Путина публичной критике за его сближение с Западом. Так, советник Министерства обороны генерал Леонид Ивашов считает исключительно опасным для России, если военнослужащие США будут дислоцированы на Кавказе. Он предложил приостановить российско-грузинские переговоры о ликвидации военных баз и привести российские войска, находящиеся в Грузии, в состоянии боевой готовности.
Напротив, более молодые политики из окружения Путина относятся к развитию событий позитивно. Новый глава Комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов заявил, что с отправкой военных советников США, наконец, признали, что лагеря чеченских беженцев в Панкисском ущелье являются базой международного терроризма. Авторитетный политолог Вячеслав Никонов видит позитивные последствия и для Грузии, которой грозит распад. Может быть присутствие США, сказал он, поможет грузинскому президенту Эдуарду Шеварднадзе, которому в настоящее время нет альтернативы, удержаться у власти.
Методы Шеварднадзе
Напротив, возмущаются грузинские политики, говоря о российско-американском заговоре, который преследует цель окончательно разделить в ходе антитеррористической операции сферы влияния. Тбилиси уже давно не контролирует районы Абхазии, Аджарии и Южной Осетии, которые все больше ориентируются на Москву.
Шеварднадзе пытается удержать свою страну от распада методами, которые вызывают сомнения. В понедельник покончила жизнь самоубийством одна из самых одиозных фигур в его окружении: глава Совета безопасности Нугзар Саджая. Рядом с ним нашли заметки, в которых он обвиняется в убийстве предшественника Шеварднадзе Гамсахурдии и в причастности к организации ряда кровавых преступлений в сепаратистских районах. Руководитель грузинской разведки заявил, что его коллегу заставили пойти на самоубийство иностранные спецслужбы.