Когда летом 2001 года бронепоезд руководителя Северной Кореи Ким Чен Ира отправился в 24-дневный вояж через Сибирь, проделав в сумме туда и обратно 20 000 км, оставив позади сначала Хабаровск, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, потом Екатеринбург, Москву и, наконец, прибыл в Санкт-Петербург, - российские вокзалы охватила паника.
Отклонения от маршрута, замороженное движение, закрытые вокзалы, бесконечные опоздания. В преддверии 11 сентября, когда Владимир Путин был чрезвычайно озабочен отношениями с "государствами-бандитами", бичуемыми Вашингтоном, "дорогой" северо-корейский лидер получил прием, достойный сталинской эпохи. Ким Чен Ир остановился в Кремле и возложил венок к мавзолею Ленина, "впервые после падения СССР", как отмечалось в прессе.
Но все это дорого обошлось семье Назаровых из Перми. Этой российской семье, как и тысяче других, отправившихся в отпуска в удушливую августовскую жару, и дела не было до протокола. Они подали жалобу в местный суд, требуя компенсации от Свердловской железной дороги за опоздание пассажирского поезда, вызванного прохождением поезда президентского: 8 часов ожидания в Перми с двумя маленькими детьми и 11 часовое опоздание в Москву. 12 февраля их жалоба была удовлетворена, впервые в истории российских государственных служб. В качестве компенсации за "нанесение морального ущерба" Назаровы получили сумму в 12000 рублей, плюс компенсацию за "нарушение договора" в 1088 рублей за каждый час опоздания.
По мнению адвоката семьи, это решение создает прецедент в судебной практике, и открывает дорогу другим путешественникам, чьи права были ущемлены. В Пермской области сейчас идут еще шесть подобных процессов. 11 марта две новые жалобы будут рассмотрены в суде: семьи Анисимовых и Лугинских считают, что прохождение поезда Ким Чен Ира нарушило их планы. Этим летом они направлялись в Швецию и Финляндию, но "их поезд прибыл на вокзал в Санкт-Петербурге с четырехчасовым опозданием, что заставило их тратить свое время в погоне за их туристической группой", - сообщают "Московские Новости".
Показал ли случай с поездом корейского руководителя, что даже маленькие люди что-то значат в государственном механизме? В Перми, юрист Роман Маранов, из местного центра защиты прав человека, проявляет умеренный оптимизм: "Лавины судебных разбирательств не последует. Большинство лиц, чьи права были нарушены, не сохранили свои билеты, к тому же, люди здесь еще не готовы защищать свои права в суде".