В Москве постоянно говорят, что Калининградская область является неотъемлемой частью Российской Федерации и потому не отличается от других российских регионов. Однако чем ближе момент расширения Европейского союза (ЕС) на восток, тем заметнее становится, что Калининград (Кенигсберг) в силу своего особого положения эксклава между Польшей и Литвой играет особую роль.
Российские политики охотно говорят о пилотном проекте для возможной интеграции России в европейское экономическое пространство. Однако никто не считает всерьез, что эта идея не содержит проблем. В советские времена регион площадью 15 100 квадратных километров и с населением миллион человек, из которых 430 000 человек проживают в Калининграде, являлся базой Балтийского флота, запретной военной зоной. В 1991 года, после распада Советского Союза, он постепенно терял свое военно-стратегическое значение. До 1991 года в регионе дислоцировались 200 000 военнослужащих, в 2003 году - останется только 86 000. В начале прошлого года об этом сообщал адмирал Владимир Егоров, который до избрания губернатором области целый год командовал Балтийским флотом.
В начале девяностых годов области был предоставлен статус специальной экономической зоны, пользовавшейся многочисленными льготами. Некоторые тогда мечтали о Гонконге на Балтийском море. Однако область привлекла лишь немногих инвесторов, среди них концерн BMW, который собирает в Калининграде автомобили. Несмотря на привилегии, слишком большими были бюрократические препоны, для экономического подъема не хватало законодательной базы. Вместо этого расцветала теневая экономика, контрабанда и организованная преступность. Сегодня в Калининграде самое большое в России число наркоманов, количество заболеваний СПИДом и туберкулезом и самый низкий уровень жизненных условий. Губернатор Егоров, который в отличие от своего предшественника считается человеком чести, конечно, стремится улучшить положение дел, но ему не хватает поддержки из Москвы.
Так, российский парламент до сих пор не ратифицировал касающееся Калининградской области соглашение по вопросам инвестиций между Польшей и Россией, подписанное в 1993 году, как и договор о границах между Россией и Литвой от 1997 года, который также касается региона. Правительственная программа по Калининградской области, рассчитанная на период до 2010 года, в частности, предусматривает выделение средств для развития инфраструктуры, например, в области телекоммуникаций, энергетики, транспорта, для ускоренного социального развития и разработки соответствующих законов в размере 3 миллиардов долларов США. Однако, как и повсюду в Росси, и здесь существует опасность, что добрые начинания Москвы так и останутся не более чем намерениями.
Существенная причина экономических трудностей заключается в том, что Москва хочет предвосхитить возможные сепаратистские тенденции в области введением более жесткого контроля, а потому не готова повысить статус региона и передать ему более широкие полномочия для принятия решений.
Когда Польша и Литва станут, возможно, в 2004 году членами Европейского союза, российский эксклав Калининградская область превратится в анклав посреди Европы. Региону грозит политическая и экономическая изоляция, если он в ближайшее время не адаптирует связи с российской метрополией и с соседними странами к новым реалиям.
Вступление в ЕС Польши и Литвы, их принадлежность к шенгенской зоне означает для людей в Калининградской области ликвидацию возможности передвижения без наличия паспорта и визы. В настоящее время через 23 пограничных перехода в направлении этих двух стран проходят ежегодно в среднем девять миллионов человек. 15 процентов населения Калининградской области живет тем, что занимается мелкой приграничной торговлей, объемы которой с введением визового режима могут сократиться или и вовсе сойти на нет. Если в Калининградской области не удастся создать новые рабочие места и договориться о вариантах визового режима, многие жители региона останутся в ходе расширения ЕС без средств к существованию. Отсчет в обратном порядке уже начался. Время подгоняет. Поэтому вопрос о Калининградской области стоит первым пунктом в повестке дня, когда встречаются политики Европы и их российские коллеги.
В марте начинаются переговоры между Россией и ЕС по вопросу о будущем статусе Калининградской области. В эти дни, во время визита российского министра иностранных дел Игоря Иванова в Мадрид, коллега Иванова Хосеп Пике (Josep Pique) сказал, что соответствующее соглашение должно быть подготовлено по возможности уже к саммиту Европейского союза и России, который состоится в начале лета. Это пожелание. Однако реальность дает до сих пор мало повода для оптимизма. В прошлом году российская сторона, в частности, с одобрением отозвалась о документе, подготовленном Европейским союзом с перечнем вопросов о будущем Калининградской области, однако по наиболее существенным вопросам договориться так и не удалось. Так, Москва, в отличие от Брюсселя, не считает нарушением законов ЕС, если и в будущем в Калининградскую область будут доставляться из России через территорию Литвы военные грузы и личный состав. Далее Москва продолжает обеспечивать эксклав электроэнергией. Пока она поступает из России через Литву. Строительство единственной электростанции в Калининградской области приостановлено из-за нехватки финансовых средств. Европейский союз инвестировал в рамках своей программы ТАСИС для стран, находящихся на этапе реформирования, для развития Калининградской области в течение десяти лет 20 миллионов евро. В частности, деньги предназначались для развития энергетики, рыбной промышленности, модернизации водопроводной системы, для охраны окружающей среды и здравоохранения, создания демократических институтов и борьбы с преступностью. На предстоящие три года предусматривается выделение 18 миллионов евро.
Однако станет ли Калининградская область в будущем, как выразился один российский чиновник, пятизвездочным отелем в Центральной Европе или изолированной от остальных крепостью - это зависит, прежде всего, от Москвы.