Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
ЧТО СЕГОДНЯ ЗНАЧИТ ЕВРОПА В СРАВНЕНИИ С АМЕРИКАНСКИМ КОЛОССОМ?

За несколько недель США и Европа сильно перегнули палку в словесных прениях

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В отношениях между США и Европейским союзом наступило охлаждение. Война Джорджа Буша против ╚оси зла╩, и превосходство в средствах ведения этой войны оставляет Старый Континент в роли статиста. Может ли ЕС продолжать участвовать в гонке, оставаясь ╚военным пигмеем╩? Предпримет ли он усилия по улучшению коллективной безопасности? Или ему остается довольствоваться политикой диалога, изредка прибегая к демонстрации силы своего союзника?

В отношениях между США и Европейским союзом наступило охлаждение. Война Джорджа Буша (George Bush) против "оси зла", и превосходство в средствах ведения этой войны оставляет Старый Континент в роли статиста. Может ли ЕС продолжать участвовать в гонке, оставаясь "военным пигмеем"? Предпримет ли он усилия по улучшению коллективной безопасности? Или ему остается довольствоваться политикой диалога, изредка прибегая к демонстрации силы своего союзника?

Уже давно обмен любезностями между обеими сторонами Атлантики не заходил так далеко. Фразы, полные желчи, предательские комментарии, убийственные эпитеты. За несколько недель США и Европа сильно перегнули палку в словесных прениях. Начало охлаждения точно датировано - 29 января. В этот день Джордж Буш произнес речь перед конгрессом, в которой он прочертил "ось зла", включающую в себя Ирак, Иран и Северную Корею. Америка демонстрирует свою мощь, грозит режимам, которые ее не устраивают, диктует правила мировой войны против терроризма. Воинственные речи Белого Дома встречают сдержанную оценку на Старом континенте. Небывалое напряжение между Европой и США быстро растет.

"За последние пятьдесят лет ни одна американская администрация не позволяла себе такого вольного обращения с союзниками" - таков комментарий одного министра ЕС, пожелавшего сохранить инкогнито, - красноречивое свидетельство кризиса доверия между ЕС и США.

Билл Клинтон (Bill Clinton) поддерживал с европейцами партнерские отношения, на основе консультаций, тогда как его преемник предпочел конфронтацию. Его отказ ратифицировать договор в Киото, отказ Международному уголовному суду, выход из договора по ПРО - все это воспринимается в Брюсселе, как знак стремление Вашингтона к гегемонии в мире. Склонность Белого Дома сводить все проблемы планеты к войне против терроризма - стала каплей, которая переполнила чашу. "Всемирная коалиция с Бушем в качестве мирового жандарма - так дело не пойдет", - бунтует тот же министр.

Взятая за скобки на несколько недель после 11 сентября, растущая однонаправленность политики Вашингтона все более беспокоит крупнейшие европейские столицы (кроме Лондона), но верные своим извечным разногласиям, они не могут выступить совместно. Таким образом, был устроен настоящий фейерверк из всех орудий - столь велико разнообразие позиций, занятых ведущими деятелями европейской дипломатии... прежде чем отвага слегка поугасла.

Сейчас пришло время успокоиться. Джодж Буш немного смягчился, заявив, что хочет "мирного" разрешения проблемы Ирака, Ирана и Северной Кореи. Министр иностранных дел Франции, критиковавший Буша за "упрощение", подсластил пилюлю: "в европейско-американских отношениях может возникать напряжение, но мы продолжаем вести диалог", - заверил Юбер Ведрин (Hubert Védrine). Глубоко оскорбленная кавалерийской атакой Вашингтона Европа изо всех сил выступила против. Но разногласия между 15-ю по проблеме Ближнего Востока, мешают им противостоять американской мощи.

"Где войска?" - спрашивает дипломат Министерства иностранных дел Великобритании. Поскольку Европа не располагает достаточной военной мощью, соответствующей ее дипломатическому весу в мире, ее слова не вызывают доверия".

Сейчас идет создание таких частей. В теории, 15 стран ЕС должны быть способны к середине 2003 года направить 60000 тысячный контингент Сил быстрого реагирования в любой театр военных действий за пределами Европы и обеспечить их содержание на месте в течение года. Все это в теории, поскольку первые практический упражнения "системы европейской безопасности" гораздо более скромны: в ближайшее время на ЕС будет возложена ответственность содержать международную полицию в Боснии (всего несколько сотен человек) и буферные силы в Македонии (тысяча солдат), которые сменят контингенты НАТО.

Напротив, в развитие американского колосса вкладываются все большие средства. 4 февраля Джордж Буш отстаивал перед Конгрессом проект бюджета на 2003 год, отмеченный наибольшим повышением военных расходов с эпохи Рейгана (Reagan). Речь идет о повышении на 14,5 % (48 миллиардов) только для Пентагона от общей суммы 379 миллиардов долларов. Перед лицом такой супердержавы Европа заинтересована в повышении расходов на оборону, чтобы не дать США уйти в отрыв, что может стать зародышем разногласий, по оценкам генерального секретаря НАТО, Джорджа Робертсона (George Robertson). В то же время генеральный секретарь жалуется на то, что Европа превратилась в "военного пигмея". Соединенные Штаты расходуют в четыре раза больше средств, чем ЕС на исследования и развитие в сфере вооружений. Ибо, по мнению Франсуа Гейсбура (François Heisbourg), директора Института стратегических исследований, "если тенденция сохранится, у европейцев практически не останется возможности оказывать воздействие на принятие решений Америкой". Переход из статуса "союзника" в статус "сателлита", - именно этого опасаются европейцы. Но как найти выход? Увеличивать расходы вслед за американцами? Ни одна из стран союза всерьез не думает об этом: общественное мнение не благоприятствует. В последние дни наблюдаются интриги в вопросе о┘ выплатах в 10 миллионов евро силам полиции, которые ЕС направит в Боснию в начале 2003 года. И потом, даже если Силы быстрого реагирования будут созданы в срок, остается вопрос транспортировки этих частей. "Не число 60000 составляет проблему, - говорит Клаус Бехер (Klaus Becher), эксперт по обороне Международного института стратегических исследований в Лондоне. - Вопрос в том, как их перебросить. Я не говорю уже о разведке, о логистике, о воздушном транспорте. Всего этого в Европе не достает. Если она не будет поддерживать свою обороноспособность на должном уровне, ей придется умерить свои требования в отношениях с Америкой".

Тем временем и сегодня сохраняется прежнее международное разделение обязанностей: сила принадлежит Америке, дипломатическое посредничество - Старому континенту. А каким еще образом Европа может "существовать" в политическом смысле в этом новом мире, играющем по правилам Буша? Отказавшись принять участие в эскалации войны, ЕС, кажется, хочет продемонстрировать Америке, что дипломатия на основе конфронтации ни к чему не приведет. Страны Европы стараются сделать это, поддерживая реформистов в Иране или способствуя "политике оптимизма" в Северной Корее против бастиона сталинизма в Пхеньяне. Там, где Буш угрожает, ЕС медленными шажками движется к диалогу, чтобы иметь в отдаленной перспективе усиление сотрудничества. Этого мало. Но это все, на что Европа пока способна.