В январе российское Министерство труда и социального развития проинформировало, каким образом будут компенсированы праздничные дни, которые приходятся на выходные. Для Вальтера Денца (Walter Denz) - предпринимателя, занятого в Санкт-Петербурге сфере преподавания иностранных языков и туризма, - это было большим облегчением. "Раньше этот вопрос был настоящей лотереей. В лучшем случае мы узнавали об этом за несколько дней до того, как какие-то дни объявлялись нерабочими. Это сильно затрудняло организацию работы", - сказал он на одном из заседаний Форума Восток-Запад в Берне. Если прежде подобные проблемы считались обычным делом, то сегодня, два года спустя после того, как президентом стал Владимир Путин, предприниматели говорят о неоспоримом продвижении реформ. Особо положительную оценку заслуживает у адвоката Даниэля Марти (Daniel Marti), который работает в России у же десять лет, реформа налоговой системы. Раньше официальная ставка налога на прибыль составляла от 35 до 43 процентов, однако в действительности она могла достигать до 90 процентов. На первое января, по его словам, она была уменьшена до 24 процентов.
Более высокая покупательная способность
Снижение налогов стало возможным благодаря чистой прибыли, которую Россия получила от экспорта нефти. Российская экономика оправилась после кризиса рубля в августе 1998 года, констатирует Денц. Эксперт по кредитным рискам из "Credit Suisse First Boston" Станислава Бруннер (Stanislava Brunner) считает, что кризис рубля имел даже позитивные последствия: усилила свои позиции машиностроительная и перерабатывающая промышленность. Швейцарский предприниматель и инвестор Герберт Хергер (Herbert Herger) от этого выгадал: теперь для своей сыродельни, что под Москвой, он может приобретать у российской фирмы качественно лучшие ковши, причем намного дешевле, чем это предлагают итальянские конкуренты.
Растущая заработная плата
По прогнозам Станислава Бруннера, в этом году у российской экономики, по сравнению с прошлым годом, будет, в частности, рост на уровне не менее 5.2 процента. Но и в будущем рост реальной заработной платы будет иметь следствием повышение спроса. Швейцарские предприниматели замечают растущее благосостояние уже сегодня: Марти чувствует повсюду в Москве оптимизм, за короткий срок во много раз парк машин или количество мобильных телефонов, перед любимыми ресторанами даже образуются очереди. Подъем пришел и в провинцию. Так, по его словам, нельзя не замечать, что повсюду идет строительство. Денц считает феноменом, что люди стали планировать на более длительные сроки, чем прежде. Например, в магазинах дело не доходит до скупки продуктов, система торговли работает лучше.
Однако решены далеко не все проблемы. Новый трудовой кодекс, по мнению Марти, улучшает положение дел лишь частично. Земельный кодекс стал, в частности, либеральнее, но нет законов, кадастра и поземельных кадастров для его реализации. Движение капитала слишком зарегулировано. По-прежнему чрезвычайно много бюрократических препон. "Чтобы зарегистрировать паровой котел, необходимо 50 разрешений - это процедура, требующая времени, нервов и денег", - жалуется сыродел Хергер. Чтобы перечислить налог на прибыль, он вынужден заполнять 27 формуляров. Правда, до этого, констатирует адвокат Марти, приходилось заполнять 70.
Сконцентрироваться на ноу-хау
По мнению Хергера, борьба с бюрократией будет продолжаться еще долго. Усилия Путина превратить малые и средние предприятия в становой хребет экономики саботируются на среднем и низшем уровнях бюрократического аппарата, поскольку там опасаются за свои доходы. Для строительства своего завода, на котором занято 25 человек и который производит ежедневно в среднем три тонны свежего сыра, ему потребовалось пять лет. Теперь Хергер хочет передать дальше свои ноу-хау и знакомства. В настоящее время он строит в Московской области на участке в 25 гектаров промышленный парк "Swissparc". Наряду с участком, на котором уже имеется вся инфраструктура, урожденный местечка Урн предлагает потенциальным инвесторам получение разрешения, решение правовых, налоговых и таможенных вопросов, организацию найма персонала. Таким образом Хергер надеется привлечь швейцарские фирмы, для которых присутствие в России казалось делом накладным и рискованным.