Нижний Новгород, Россия, 1 марта 2002 года. Андрей Заколодкин проводит свои дни, вынося за больными "утки", убирая мусор и моя лестницы. "Это тяжелая работа, - говорит он. - но я не возражаю против служения своей стране. Я просто не хочу идти в армию". Г-н Заколодкин - один из 20 молодых людей, ставших первыми в истории россиянами, которые отбывают обязательную воинскую повинность, занимаясь общественно-полезным трудом вместо того, чтобы брать в руки оружие. Если бы это зависело от военного прокурора Москвы, эти молодые люди стали бы и последними.
Юноши, работающие санитарами в главной городской больнице Нижнего Новгорода с начала января с.г., выполняют программу Юрия Лебедева, настроенного на реформы мэра этого приволжского города с населением 1 миллион человек. Г-н Лебедев заявляет, что это - вопрос конституционного принципа. Наряду с этим целью программы альтернативной службы является сокращение числа уклоняющихся от призыва в армию и заполнение критически важных, но низкооплачиваемых рабочих мест в муниципальных службах. Г-н Лебедев заявляет, что устал от того, что 2000 юношей ежегодно пускаются в бега, чтобы уклониться от военной службы. Тем, кому не повезет, приходится вопреки своему желанию идти в армию или садиться в тюрьму.
"У нас есть все юридические механизмы, чтобы обеспечить молодым людям достойную альтернативную службу, но в последнее десятилетие Москва не проявляет политической воли сделать это, - говорит г-н Лебедев. - Эта идея давно назрела, и громкие требования претворить ее в жизнь идут из низов".
Однако его проект столкнулся с неприятностями. Вначале военкоматы вынудили четырех юношей отказаться от альтернативной службы и отправиться в учебное подразделение. В конце февраля федеральный суд постановил, что эта программа незаконна, и на прошлой неделе молодым людям, работающим в больнице, были вручены письменные уведомления, что время их работы в больнице не будет засчитано в срок их обязательной военной службы. "Эти юноши стали заложниками в битве, которая ведется между местными властями и министерством обороны, говорит Эдуард Воронов, заместитель главы думского комитета по обороне. - Мэр Нижнего Новгорода идет навстречу требованиям общественности и исходит из гуманитарных принципов, но он идет наперекор федеральному правительству".
Россия остается одной из немногих развитых стран, где существует всеобщая воинская повинность, в соответствии с которой все юноши в возрасте от 18 до 28 лет обязаны отслужить в армии 2 года. Но Конституция Российской Федерации от 1993 года дает право на гражданскую альтернативную службу тем, кто "по религиозным или иным мотивам" не желает брать в руки оружие. Российский парламент под влиянием мощного лобби министерства обороны до сих пор не принял соответствующих законов. В отсутствие законов суды не хотят выслушивать "отказников" и в большинстве случаев направляют их прямо в армию или в тюрьму.
В марте Государственная Дума РФ должна рассматривать в первом чтении проект закона об альтернативной службе, подготовленный министерством обороны. Этот проект многим представляется неразумным и карательным. Он требует от молодых людей обоснования своих пацифистских убеждений и предлагает 4-летний срок альтернативной службы на рабочих местах, определяемых военными властями. "Вполне очевидно, что целью этого нового законопроекта является сделать альтернативную службу непривлекательной, чтобы никто не хотел ее выбирать", - говорит Сергей Сорокин, возглавляющий антивоенную общественную организацию "Движение против насилия".
Сторонники программы альтернативной службы заявляют, что она революционизировала российскую политическую жизнь. "Пока ее не было, эти парни ни к кому не могли обратиться за защитой своих прав, - говорит отставной полковник Василий Антипов, который сегодня является представителем мэра Нижнего Новгорода в городской призывной комиссии. - Сейчас идет борьба между ведомствами. Она становится все более ожесточенной, но мы думаем, что на нашей стороне Конституция, и если потребуется, обратимся в Верховный суд".