Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Лидер Белоруссии не желает извиняться и с жаром нападает на своих многочисленных критиков

Г-на Лукашенко часто называют последним диктатором Европы

Лидер Белоруссии не желает извиняться и с жаром нападает на своих многочисленных критиков picture
Лидер Белоруссии не желает извиняться и с жаром нападает на своих многочисленных критиков picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Возможно, у меня и были некоторые ошибки нестратегического характера, но я бы сказал, что я безгрешен", - считает г-н Лукашенко. Тем не менее, его со всей очевидностью застала врасплох перестройка отношений между крупными державами после 11 сентября, особенно тесное партнерство между Соединенными Штатами и Россией, гигантским соседом этой страны и ее главным покровителем.

Минск, Белоруссия. Накануне игры хоккеистов США и Белоруссии на зимней Олимпиаде на прошлой неделе Александр Лукашенко, президент этой бывшей (к его сожалению) советской республики, направил своей олимпийской сборной по хоккею в Солт-Лейк-Сити телеграмму следующего содержания: "Вам необходимо незамедлительно поставить американцев на место. Нужно играть в их игру: им нравится грубая, жесткая игра". Команда Белоруссии проиграла эту встречу со счетом 8:1. Несмотря на это г-н Лукашенко объявил о скромной победе "Я был прав", - сказал он, похваляясь тем, что его команда вела в первом периоде. Проблема была в том, что белорусские игроки "смогли играть так, как я им сказал, только в первом периоде┘ Они устали", сказал в интервью г-н Лукашенко.

Г-на Лукашенко часто называют последним диктатором Европы. Он неохотно признает поражения. И, в отличие от его хоккейной команды, он почти не проявляет признаков усталости. После семи лет пребывания во власти бывший председатель госхоза бегает трусцой, плавает, катается на роликовых коньках или играет в хоккей на льду по меньшей мере два с половиной часа ежедневно - и готов померяться силами со своими критиками как дома, так и заграницей с неутомимым жаром.

В своем первом за многие годы полноценном интервью американской газете он отмахнулся от вопроса о своей автократической репутации "Какой диктатор играет в хоккей на льду и бегает трусцой? - спросил он, отмахиваясь от своих внутренних критиков как от "неудачных и несостоятельных политиков" и нападая на Вашингтон за "формирование своей политики в отношении Белоруссии на основании взглядов оппозиции: все, что они говорят, так это насколько нехорош Лукашенко".

Оппоненты рисуют г-на Лукашенко только в черном свете, обвиняя его в подтасовке результатов выборов, в том, что он затыкает рот средствам массовой информации (СМИ), проявляет терпимость к "эскадронам смерти", якобы связанным с его службами безопасности, и во множестве других грехов. "Возможно, у меня и были некоторые ошибки нестратегического характера, но я бы сказал, что я безгрешен", - отвечает г-н Лукашенко. Тем не менее, г-на Лукашенко со всей очевидностью застала врасплох перестройка отношений между крупными державами после 11 сентября, особенно тесное партнерство между Соединенными Штатами и Россией, гигантским соседом этой страны и ее главным покровителем.

Настойчиво утверждая, что он тоже хотел бы улучшить нервные отношения с Западом, он заявил, что Белоруссию, которая оседлала важные маршруты транспортировки газа, нефти и грузов, нельзя изолировать от "нашего общего европейского дома". "Это почему Владимир Владимирович (Путин) является вашим другом, а Лукашенко по-прежнему диктатор? - спросил он, давая выход своему раздражению и непониманию статуса Белоруссии как "черной овцы". - Путина раньше считали плохим человеком, диктатором (с точки зрения Запада), но внезапно он стал другом".

Вашингтон поначалу весьма настороженно относился к г-ну Путину из-за его карьеры в Комитете государственной безопасности (КГБ) в советскую эпоху, из-за жестокой войны России в Чечне и из-за гонений на независимые телевизионные станции. Сегодня, однако, президент США Джордж Буш-младший (George W. Bush) обнимается со своим российским коллегой как с близким союзником в войне с терроризмом, главным образом в Афганистане.

Г-на Лукашенко, в противоположность этому, по-прежнему удерживают на расстоянии в соответствии с мягким дипломатическим карантином, впервые введенным в 1997 году. Политика, известная как "избирательные связи", запрещает официальным лицам США на министерском уровне встречаться с белорусским президентом, которого государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) прошлой осенью назвал "одиноким изгоем в Европе". Европейские страны, хотя они менее резки в своей критике, в большинстве своем тоже относятся к г-ну Лукашенко холодно.

Последовавший после 11 сентября разворот России в сторону Запада чреват угрожающими последствиями для Белоруссии, которая зависит от Москвы, получая от нее почти 90% всех необходимых ей энергоресурсов - по большей части продаваемых с большой скидкой - и которая в последние годы фокусирует внимание на будущем объединении с Россией. Г-н Лукашенко осудил развал Советского Союза как "неестественный", однако сказал, что запланированный, но тормозящийся союз с Россией не является попыткой воссоздания Советского Союза, что, "к сожалению┘ абсолютно невозможно".

Пока что Москва не проявляет склонности выступать против г-на Лукашенко, у которого много союзников в среде российских военных и парламентариев, однако любой возможный в будущем отказ России от поддержки стал бы для Белоруссии тяжелым ударом. Устойчивый, хотя и замедляющийся рост белорусской экономики без эффективных российских субсидий в форме дешевых энергоресурсов скорее всего прекратился бы вовсе.

Вместо того чтобы подогреть замороженные отношения с Западом, события 11 сентября пока что только добавили очередной слой льда. Побывавшие в Минске в последние две недели три американских конгрессмена и заместитель помощника государственного секретаря США Стивен Пайфер (State Steven Pifer) выразили официальным лицам г-на Лукашенко свою озабоченность в связи с тем, что г-н Пайфер охарактеризовал как "неоднократные сообщения из различных достоверных источников, что Белоруссия занимается продажей оружия государствам или группам, которые поддерживают терроризм, а также военной подготовкой граждан этих государств". Наиболее конкретным обвинением было то, что прошлой осенью в Белоруссии проводилась подготовка иракского военного персонала на зенитно-ракетных комплексах С-300.

Г-н Лукашенко это отрицал, заявив, что после развала Советского Союза в Белоруссии "ни одного иракского военного специалиста не обучали и не обучают сегодня". Белоруссия, добавил он, зарабатывает деньги тем, что распродает танки и другую военную технику, оставленные здесь советскими военными, но она соблюдает все резолюции Организации Объединенных Наций (ООН), ограничивающие продажу товаров Ираку и другим странам. "Торговля оружием - абсолютно разрешенный бизнес. То, что зарабатываем на нем мы, по сравнению с Америкой является каплей в море".

Сообщения о подготовке иракцев, сказал г-н Лукашенко, являются "провокацией", спланированной внутренней оппозицией. "Они живут по принципу, что┘ чем хуже для их страны, тем лучше для них Они таким путем хотят прийти к власти. И это все". Он сказал, что обсуждал касающиеся Ирака утверждения с американским послом Майклом Козаком (Michael Kozak) и "убедил его, что эта информация не имеет под собой абсолютно никакой почвы". Сам г-н Козак заявил, что его совсем не убеждают (аргументы г-на Лукашенко - прим. пер.). "Белорусские власти хотят быть принятыми в цивилизованное сообщество, но они не хотят делать того, что для этого нужно", - сказал г-н Козак, призывая г-на Лукашенко начать "необходимые реформы, чтобы привести Белоруссию в соответствие с международными демократическими стандартами".

Белорусский лидер возмущается тем, что он считает двойным стандартом Америки: "Вы поддерживаете отношения и вы дружите с государствами, в которых нет оппозиции, нет свободы печати, но у которых есть газ и нефть. Вы┘ никогда не заявляете, что они диктаторские. Как это понимать?" Г-н Лукашенко, переизбранный в сентябре прошлого года 75 процентами голосов, сказал: "Диктаторы - не те, кто был избран". Западные наблюдатели на выборах утверждают, что они были нечестными, но даже критики признают, что в честных выборах г-н Лукашенко скорее всего выиграл бы, пусть даже и с незначительным превосходством.

Запад, в отличие от России, имеет лишь ограниченные рычаги влияния (на г-на Лукашенко - прим. пер.). Международный валютный фонд в 1996 году приостановил выдачу (Белоруссии) займов, а позднее отозвал своего представителя в этой стране. Г-н Лукашенко сказал, что сегодня отношения с МВФ у него "лучше, чем когда-либо", но подчеркнул, что Белоруссия не хочет и не нуждается в его кредитах. Он сказал, что Белоруссия приветствует иностранные инвестиции, но на своих собственных условиях. "Ford Motor Corp" отказалась от своего автосборочного завода, в результате чего "McDonald's Corp" остается единственной в Белоруссии крупной американской корпорацией.

Приватизация, заявил г-н Лукашенко, необходима, но "не воровская приватизация, которая отдает предприятия в руки преступников". Частным предпринимателям, сказал он, будет запрещено приобретать все "стратегические предприятия", и они не получат право увольнять персонал. "У нас никогда не будет приватизации по российскому образцу", - сказал он.

"Вчера, 10 и 100 лет назад мы являлись частью Европы. Белоруссию невозможно изолировать, - сказал он. - Следует проявлять терпение в диалоге с нами вместо того, чтобы пытаться поставить нас на колени". Он с возмущением отверг критику белорусской избирательной системы. "Вы знаете, как были проведены выборы в США? - спросил он, имея в виду скандал с подсчетом голосов в штате Флорида. - Но я немедленно поздравил г-на Буша-младшего с победой. Он до сих пор не поздравил меня по случаю моего избрания президентом. Разве это цивилизованные отношения?"