Литературный детектив, раскрывающий убийства и разгадывающий тайны в царской России, завладел воображением миллионов российских читателей.
Теперь феерический Эраст Фандорин, сыщик-джентльмен, сражающийся со злодеями, среди которых британская аристократка по имени Лэди Астэйр, может прославиться и на Западе. Рассказы о его подвигах переведены на несколько языков, а в Голливуде будет снят полнометражный фильм о его похождениях.
Этот герой - детище воображения Григория Чхартишвили, пишущего под псевдонимом Борис Акунин. Сегодня это самое известное имя в российском книгоиздании. Продажи первых десяти из тринадцати книг достигли пяти миллионов экземпляров.
По его первому изящному роману, который называется "Азазель", снят четырехсерийный телефильм, который выйдет на экран в следующем месяце. Кинорежиссер Пол Верховен (Paul Verhoeven), снявший такие фильмы, как "Основной инстинкт" и "Вспомнить все", приобрел права на этот фильм.
Чхартишвили, скромный и глубокомысленный писатель, привыкший зарабатывать себе на жизнь трудом переводчика с японского языка на русский, похоже, получает удовольствие от того шума, который наделал его литературный успех.
Его просторная квартира в центре Москвы могла бы служить обиталищем для какого-нибудь из его сенсационных персонажей 19 века. Стены в его кабинета расписаны под классику, а одну из комнат занимает настоящий бильярдный стол. На рабочем столе лежат абордажная сабля и дуэльный пистолет, а на стене висит портрет чиновника в униформе царских времен. Именно таким, по словам автора, он и представлял своего литературного героя.
"Я не претендую на то, что это великая литература, но это литература развлекательная. Я рад, что публика так на это реагирует, - говорит Чхартишвили. - Сейчас самое время жить в Москве. Через десять лет после революционных изменений здесь наблюдается необыкновенное культурное возрождение, испытываешь волнение, будучи частью этого".
Россияне - жадные читатели, многие могут цитировать длинные отрывки из великих отечественных поэтов и писателей. Однако после распада Советского Союза непросто найти хорошую современную прозу. Западные триллеры и романтическая проза, убого изданные и подчас скверно переведенные, наводнили рынок. При этом современные российские писатели ведут тяжелую борьбу за то, чтобы их издавали.
Некоторые из них, такие как Виктор Пелевин и Дима Липскеров, завоевали одобрение критиков, но никто из них не смог добиться крупного коммерческого успеха. Например, Липскеров живет доходами, которые получает от двух принадлежащих ему московских ресторанов.
Издатель книг Акунина Игорь Захаров считает, что его автор занял новую нишу на российском книжном рынке, на котором редко появлялось что-то промежуточное между классикой и популярной литературой, особенно для обуржуазившегося российского среднего класса сегодняшних дней. "Вначале книги Акунина имели незначительный успех, но постепенно с распространением слухов стали расти продажи, затем его романы возглавили список бестселлеров, и стали феноменом, которому другие теперь подражают", - говорит он.
Хотя книги и были переведены на французский, итальянский, японский и другие иностранные языки, они еще не издавались на английском. Автор заявляет, что не торопится подписывать договор с английскими и американскими издателями, проявившими интерес к его произведениям.
"Предложения, с которыми мне пришлось иметь дело, не были слишком серьезными. Многие издатели обожглись в 90-х годах на издании русских книг, поэтому теперь они не воспринимают нас особо серьезно", - говорит он. Он хочет довести до максимума славу, окружающую его романы до того, как станет публиковать их в англоязычном мире. "Я жду серьезных предложений".
Чхартишвили, конечно, наслаждается своим успехом. Он работает над новыми литературными героями, среди которых русская Мисс Марпл, в данном случае это православная монахиня, которая стала детективом. Он также пишет продолжение книг о Фандорине, действие которых происходит в современной России, а их герой - внук сыщика, выросший в Англии и вернувшийся на родину.
"Я напал на золотую жилу и намерен продолжать разрабатывать ее до тех пор, пока рождаются новые сюжеты", - говорит он.