В конце прошлой недели Патриарх Русской православной церкви Алексий II выступил с протестом против телевизионного моста, который соединил вчера вечером Папу Иоанна Павла II (Johannes Paul II) в единой молитве с представителями римско-католической веры в Москве. Патриарх представил виртуальный визит Папы как "вторжение в Россию" и сравнил ситуацию с оккупацией Москвы поляками в 17-м столетии (имелось в виду происхождение Иоанна Павла).
Прямую трансляцию у Собора непорочного зачатия смотрели сотни католиков, некоторые из них со слезами на глазах. Многие их них чувствовали угрозу. С того времени, как римско-католическая церковь преобразовала 11 февраля четыре апостольские администратуры в России в полновесные епархии, они подвергаются практически бойкоту со стороны Русской православной церкви. Православные предстоятели круглые сутки выступают против католиков по телевидению. 22 февраля сотни православных со знаменами и иконами прошли демонстрацией мимо миссии Ватикана в Москве. Они несли транспаранты с лозунгами: "Защити Россию от новых агрессоров".
И это при том, что произошло не более того, что четыре большие католические общины в Москве, Саратове, Новосибирске и Иркутске вместе с их духовными руководителями получили новое название. С тем, чтобы избежать в названиях подобия с названиями, существующими у их православных коллег, Ватикан назвал свои епархии не по месту нахождения их резиденций, а по церковной принадлежности. Над всеми стоит отец Тадеуш Кондрушевич (Tadeusz Kondrusiewicz), который, впрочем, является "Епископом нашей святой девы Марии в Москве", то есть, не говорится - "Москвы".
Несмотря на все это православное руководство подняло шум: "Основание экклезиастской области по сути своей означает создание католической церкви в России с центром в Москве, в которой русский народ видит родной очаг, являющийся культурным, духовным и историческим очагом Русской православной церкви", говорится в совместном заявлении Патриарха Алексия и Священного Синода. Одновременно указывается, что в ближайшем будущем всякое сближение между двумя церквами теперь исключается.
Телевизор теперь вынужден смотреть и президент Владимир Путин, который говорил, что он был бы очень рад визиту Папы в Москву. Иоанн Павел II, очевидно, лишил себя этой надежды еще в прошлом году, когда его визит в соседнюю Украину Московская патриархия расценила как грубое оскорбление.
При этом российское законодательство, на содержание которого оказывает влияние православная церковь, делает жизнь других христианских общин и без того нелегкой. Большинство католиков в России это люди польского, немецкого или литовского происхождения, пригласивших священников из стран своих предков. Двое из четверых новых католических епископов до сих пор не имеют постоянного разрешения на пребывание в стране, поскольку религиозная деятельность не является основанием, чтобы считать ее рабочим местом. Несмотря на заверения епископа Кондрушевича о том, что его церковь не занимается в России миссионерством, православная церковь как черт ладана боится обращения своей паствы в католичество.
В России насчитывается 600 000 христиан, исповедующих римско-католическую веру. В то же время две трети из 150 миллионов граждан Российской Федерации считают себя православными, однако опросы показывают, что из них только от одного до четырех процентов исполняют религиозные обряды на практике. Из 22 000 общин Русской православной церкви в России находится только половина, а остальные рассеяны по всему миру, например, в Лондоне и Париже, где существуют епархии русской православной церкви. На вопрос о правомерности их существования на земле, где традиционно исповедуется другая религия, настоятель русского православного собора в Берлине отец Михаил осторожно отвечает: "Знаете, в эти страны эмигрировали русские люди. Они принесли с собой свою веру - для себя, не для других".