4 марта 2002 года. Ряд бывших коммунистических стран Европы, которые сегодня сделали ставку на партнерство с Соединенными Штатами, многим в Вашингтоне начали казаться неприятными. Премьер-министр одной такой страны, молчаливо вступив в сговор с антисемитами, принял националистическую повестку, достойную 1930-х годов; другой стал печально известным за его нападки на свободную прессу и связи с гангстерами.
Вот что в этом наиболее тревожит: эти люди не из стран, которые администрация Буша-младшего (George W. Bush) планирует принять в Организацию Североатлантического договора (НАТО) позднее в этом году, они из Венгрии и Чешской Республики, двух из трех государств, которые уже вступили в НАТО в ходе первого после окончания "холодной войны" расширения альянса.
Одним из центральных постулатов того расширения был следующий: пригласив бывших членов советского блока, даже если их военная полезность невелика, западный альянс сможет гарантировать, что ценности демократии и прав человека укрепятся по всей Европе. Но почти через 6 лет после того, как Венгрию приняли в НАТО, премьер-министр Виктор Орбан (Victor Orban) настолько отравился разговорами о Lebensraum (жизненное пространство, нем.) для венгров, что ему отказали в посещении Белого дома (резиденция президента США в Вашингтоне - прим. пер.). А Милош Земан (Milos Zeman) из Чешской Республики получил туда приглашение лишь после того, как в первый раз его визит была аннулирован по причине его криминальных связей. "Наблюдая Орбана, можно говорить, что он является доказательством того, что теория расширения (НАТО) не сработала, - говорит бывший чиновник администрации Клинтона (Clinton), который сыграл ключевую роль в принятии Венгрии в НАТО. - Если бы он сказал то, о чем заявляет сегодня, в 1995 или 1996 году, ему и Венгрии было бы отказано в приеме".
Нет таких положений, которые позволяли бы исключать уже вошедших в клуб членов НАТО - хотя американский сенатор Карл Левин (Carl Levin), демократический председатель сенатской комиссии по делам вооруженных сил, иногда заводит речь о том, чтобы предложить принять такое положение - а дипломатические ветераны Европы указывают, что члены НАТО Португалия, Греция и Турция в прошлом доставили больше огорчений. И все же центральным вопросом представляется сохраняющаяся политическая незрелость посткоммунистической Европы сегодня, когда НАТО рассматривает вопрос о том, стоит или нет распространить гарантии безопасности еще на девять стран: на три прибалтийских государства, ранее входивших в состав Советского Союза, а также на пять государств на Балканах и на бывшего партнера Чешской Республики, Словакию.
Хорошо это или плохо, вопросы, которые доминировали в во время последних дебатов о расширении НАТО, исчезли. Россия, которая ранее возражала против увеличения числа членов НАТО, фактически была приглашена присоединиться к альянсу в новом совете по принятию решений. А тем временем символическое участие НАТО в афганской войне и быстро растущий разрыв между европейскими и американскими военными возможностями становятся скорее политическими, нежели военными по своему характеру - тенденция, которая приводит в отчаяние некоторых твердых атлантистов, но, кажется, не заботит администрацию Буша-младшего, склонную к военному унилатерализму ("унилатерализм" - политика односторонних действий - прим. пер.).
Эволюция НАТО означает, что немногие в Вашингтоне или в Европе возражают в принципе против еще одного значительного расширения, и перед 11 сентября президент Буш-младший одобрял эту идею как один из столпов его европейской политики. Официальные лица его администрации сегодня говорят, что до семи из девяти кандидатов могут быть приглашены в НАТО на саммите в Праге в ноябре нынешнего года, шаг, который сделал бы альянс организацией в составе 26 членов плюс Россия. Бывшая югославская республика Словения и прибалтийские государства Литва, Латвия и Эстония почти наверняка будут приняты; Словакия, Румыния и Болгария также имеют шанс быть принятыми.
Однако если НАТО намерена сохранить какую-то значимость в новых размерах и форме, необходимо заставить работать старую теорию: членство должно способствовать консолидации и сохранению демократического политического порядка на всем континенте. "Сегодня всех заботит вопрос о том, сможем ли мы, основываясь на повестке реформ, решить, что эти страны удовлетворяют требованиям, - говорит президент комиссии США по НАТО, важной группировки, выступающей за дальнейшее расширение альянса, Брюс Джэксон (Bruce Jackson). - Мы пытаемся учредить новую систему демократических ценностей".
Эта цель была главной во время посещения всех девяти кандидатов на вступление в альянс командой из состава администрации Буша-младшего во главе с послом США в НАТО Николасом Бернсом (Nicholas Burns). Правительствам этих стран было заявлено, что НАТО не станет решать вопрос об их приеме до осени; а пока каждое призвали провести конкретные реформы. Хотя некоторые рекомендованные реформы касались вооруженных сил, большинство из наиболее серьезных были политическими: Румынии было предложено бороться с коррупцией; Латвии было сказано, что нужно делать уступки этническим русским. Наиболее конкретно, Словакия не должна позволить бывшему диктатору Владимиру Мецьяру (Vladimir Meciar) вернуться к власти во время предстоящих выборов, ибо, как публично заявил г-н Бернс, такое событий означало бы, что эта страна будет выведена из числа кандидатов.
Все эти усилия предполагают, что НАТО будет служить лучше - или, по крайней мере, столь же хорошо - как орган принуждения к соблюдению политических норм, чем как резервуар военных возможностей. К сожалению, господа Орбан и Земан подвергают испытанию эту теорию. Но срок пребывания г-на Земана в должности истекает в этом году, а в момент, когда приближаются апрельские выборы в Венгрии, администрация Буша-младшего перекрещивает пальцы в надежде, что ее нападки на Орбана помогут решить их исход в пользу находящихся в оппозиции социалистов. Осторожность стала оружием НАТО - таким, которое пригодно для альянса, чьи основные сражения стали политическими.