Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
С 1942 ГОДА ВАТИКАН ЗНАЛ ВСЕ ПРО МАССОВОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ ЕВРЕЕВ

Церковь несет ответственность за свои связи с тоталитарными режимами: речь идет не об антисемитизме уничтожения, но об антисемитизме дискриминации

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Ватикане знали правду о массовом уничтожении евреев, о чем сообщали епископы оккупированных стран, правительства союзников и еврейские организации, начиная со второй половины 1942 года. Дипломатия союзников оказывала на Ватикан давление, чтобы он определил свою позицию, и в декабре 1942 года осудил уничтожение евреев; но папа отказался это сделать

Мари-Анн Матар-Бонуччи, историк, специалист по антисемитизму

Мари-Анн Матар-Бонуччи (Marie-Anne Matard-Bonucci) изучает фашистский антисемитизм. Она преподает современную историю в университете Сен-Кентен-ан-Ивлин. Она по косточкам разбирает фильм Коста-Гавраса (Costa-Gavras).

Драматическая конструкция. "Амен" - фильм интересный, поскольку ему удается оставаться выразительным, не теряя своей сложности, своих нюансов. С этой точки зрения, фильм больше удовлетворяет, нежели чем "Викарий" Рольфа Хоххута (Rolf Hochhuth), скандальная пьеса (1963), по которой он был снят. Тезис обоих произведений одинаков: предполагается, что Католическая церковь могла помешать уничтожению евреев нацистами. Но, там где в пьесе идет длинная обвинительная речь, многословный обвинительный акт, фильм значительно выигрывает, своей живостью и более убедительной драматургией. Два человека объединяют свои усилия в попытке помешать уничтожению евреев, и надеются на то, что вмешательство папы Пия XII (Pie XII) позволит изменить ход Истории. Фонтана (Fontana), вымышленный персонаж, итальянский иезуит, папский нунций в Берлине, и Курт Герштайн (Kurt Gerstein), ревностный протестант, вступивший в СС в 1941 году, желающий свидетельствовать. Свидетельствовать против "двойственности добра", в воплощении СС. Он присутствовал на первых казнях с применением газа циклон B, при уничтожении евреев в лагере Треблинка. Этот персонаж хорошо сочетается с фигурой священника, светлым двойником, который воплощает надежды, возлагаемые на Церковь. И то, как папа разбил эти надежды - выражено в ленте с большой силой".

Осторожность Ватикана. "Амен" подчеркивает, до какой степени глухим было молчание Святого Престола. В Ватикане знали правду о массовом уничтожении евреев, о чем сообщали епископы оккупированных стран, правительства союзников и еврейские организации, начиная со второй половины 1942 года. Дипломатия союзников оказывала на Ватикан давление, чтобы он определил свою позицию, и в декабре 1942 года осудил уничтожение евреев; но папа отказался это сделать, и предпочел выступить с нескончаемой рождественской речью, стиль которой был туманным, полным обиняков и намеков. Папа осудил казни "по политической, религиозной и расовой принадлежности, но так ни разу и не упомянул евреев. Большинство историков соглашаются с этим".

Дискриминационный антисемитизм. "Каковы причины этого молчания и этой осторожности? В первую очередь - груз дипломатической традиции Ватикана. Бенуа XV (Benoît XV) также поддерживал нейтралитет во время Первой Мировой войны. По этой логике, выступить в защиту евреев, означало для Пия XII - занять слишком антинемецкую позицию. Он был связан с нацистской элитой и долгое время занимал пост в Берлине. Другой аргумент, который часто приводят в Ватикане: решительное выступление папы могло ухудшить положение евреев. Этот аргумент весьма трудно защищать, поскольку нет ничего хуже тех условий существования, в которых находились евреи. Напротив, Пием XII мог руководить страх за католиков и других христиан, чье положение могло пошатнуться, особенно в Германии. Даже Курт Герштайн был обеспокоен, когда его направили в лагерь, поскольку до вступления в СС он выступал против опеки нацистского государства над церковью. Историки выдвигают сегодня другие аргументы, в частности, Джованни Микколи (Giovanni Miccoli), автор книги "Пий XII: дилеммы и молчание". Во-первых - это антикоммунизм папы, который в дипломатической игре сделал ставку на Германию, против Сталина и большевиков. Во-вторых, даже если это требует уточнения, - антисемитизм, годами гнездившийся в лоне епископатов и Ватикана. Это объясняет то, что предшествовало массовому убийству: со стороны Церкви не было настоящего сопротивления ни дискриминации евреев, ни расистским законам, принятым в Германии в 30-е годы, в Италии - в 1938, во Франции - во время Оккупации. Церковь несет ответственность за свои связи с тоталитарными режимами: речь идет не об антисемитизме уничтожения, но об антисемитизме дискриминации. Можно предположить, что дискриминация 30-х годов подготовила умы к будущей безропотности. В этом смысле нет абсолютной преемственности между Пием XI (Pie XI) и Пием XII, который стал первосвященником в 1939 году. Пий XI поручил иезуитам составить энциклику, которая бы сурово осудила нацистский антисемитизм, в 1937 году. После смерти Пия XI, она так и осталась лежать в ящике стола. Пий XII ни словом не обмолвился о ней. Таким образом, осуждение нацизма было возможно, но сознательно забыто Ватиканом. Кроме того, Церковь очень рано выступила против опытов по эвтаназии людей с заболеваниями мозга, проводившихся нацистами, и добилась их прекращения, но против уничтожения евреев так ничего и не было сделано".

Молчание Пия XII. "Поведение папы вплоть до облавы на евреев в Риме в октябре 1943 года, прямо под окнами понтифика, продолжило эту линию. Пий XII использовал свои дипломатические каналы, чтобы дать понять, что "Ватикан не хотел бы вмешиваться". Большие облавы прекратились, но сотни римских евреев были отправлены этапом в Германию в последующие месяцы".

Покаяние. "В 1997 году французская Церковь приняла декларацию о покаянии, очень смелую и ясную, поскольку антисемитизм Церкви была назван в ней "пагубным". Другие национальные епископаты последовали примеру французского. Что весьма контрастирует с робостью Ватикана в этом вопросе. В особенности, это касается архивов, открытие которых кажется необходимым. Но экспертная комиссия, которая должна была принять решение по этому вопросу, приостановила свою работу, до того времени, пока не будут открыты архивы Второй Мировой войны. Болезнь оказалась стойкой".