Несколько дней назад бурю эмоций в Москве вызвало подтверждение информации о том, что США намерены увеличить свое военное присутствие в Грузии, в рамках борьбы против Аль-Каиды, члены которой, по данным Вашингтона, скрываются на территории этой бывшей советской республики. В российской прессе пишут, что это событие может быть расценено как начало широкомасштабных военных действий в Закавказье, на территориях, пограничных с Россией.
Газеты пестрят заголовками о развертывании американских войск в Грузии, и заключают, что Родина находится в кольце, после проникновения американцев в Центральную Азию. Министр иностранных дел России, Игорь Иванов выразил свою озабоченность, заявив, что "прямое вмешательство американских военных" в грузинские дела "может лишь усугубить ситуацию в регионе".
Сначала Кремль хранил молчание. Затем, когда накал страстей достиг предела, последовал призыв не драматизировать ситуацию: прибытие американских военных специалистов в Грузию - "не трагедия", заключил президент Путин в пятницу 1 марта, на саммите СНГ в Казахстане. "Если это возможно в странах Центральной Азии, тогда почему должно быть невозможным в Грузии?", - спросил он, со ссылкой на использование американцами на протяжении пяти месяцев полдюжины экс-советских военных баз.
Волна недовольства.
Что касается протестов, прокатившихся по Москве против американского присутствия в Грузии, то господин Путин решил их отмести. Протесты - всего лишь плод неожиданности, - осторожно намекнул он, они вызваны тем, что "наши грузинские коллеги" с "опозданием" предоставили эту информацию. Президент России также исключил возможность того, что Вашингтон опередит Москву и первым начнет войну против Аль-Каиды на территории одной из бывших советских республик (в Грузии), куда Россия сама вот уже два года стремится направить свой "антитеррористический контингент". "Мы получаем информацию от американской стороны", - уверил в пятницу В. Путин.
Но главе российского государства нужно еще погасить волну недовольства в военных кругах и в среде националистов, раздраженных этой новыми уступками американскому проекту. 24 сентября 2001 года, выступая на телевидении, Владимир Путин объявил о начале нового периода в российской внешней политике, и о присоединении России к антитеррористической кампании Вашингтона.
Прибытие в Грузию на этой неделе нескольких американских военных специалистов, вызвало ряд озлобленных комментариев в России. "Мы продолжаем терять свои позиции в постсоветском пространстве", - пишет "Новая газета". Российские парламентарии угрожают разделом территории Грузии, с возможным присоединением Абхазии и Южной Осетии к России.
Грузинский президент, Эдуард Шеварднадзе назвал реакцию российской стороны "истерикой". Он заявил, что в реальности, нет ничего нового в тесном сотрудничестве с Соединенными Штатами, к которому Грузия шла годами, в противовес российскому влиянию: "С момента моего визита в США в октябре 2001 года, 35 американских экспертов уже прибыли в Грузию", - уточнил он. Уже несколько лет США финансируют, вооружают и тренируют грузинские погранвойска (на это уходит 20 миллионов долларов в год).
Повторный отказ
Грузия (5 миллионов жителей), нестабильная республика, граничит с территорией Чечни. Начиная с октября 1999 года, Москва постоянно просит разрешения ввести войска и взять границу под контроль.
Регулярные отказы грузинского президента привели к ухудшению отношений между двумя столицами. В настоящий момент внимание сконцентрировано на Панкисском ущелье, на севере Республики, где действуют торговцы наркотиками и группы похитителей людей из среды чеченцев, тысячами бежавших сюда из зоны конфликта.
Пентагон детально рассмотрел возможности нового военного вмешательства: семь американских военных специалистов находятся в Грузии, чтобы подготовить создание "антитеррористических" частей в местной армии; в ноябре 2001 года в Грузию направлены 10 вертолетов "Хью", а их обслуживание, также как и обучение грузинских пилотов, потребует прибытия дополнительного персонала. По данным "New York Times" может быть поставлен вопрос об отправке до 200 человек сил специального назначения.
По мнению госсекретаря США, Колина Пауэлла (Colin Powell), в Грузии находится "лишь небольшая группа военных специалистов" и "не принято никакого решения об отправке американских военных частей" в регион.
Американский посол в Москве, Александр Вершбоу (Alexander Vershbow), заверил, выступая на российском телевидении, что "покончить с террористами в Панкисском ущелье - в интересах как России, так и Грузии".