Буш стоит перед сложной дилеммой, которая может стоить ему переизбрания. Стальной сектор требует от него повышения тарифов на импорт, что может привести к коммерческой войне с ЕС, Россией и Китаем. Но, если он не сделает этого, то потеряет весьма важную для себя поддержку на предстоящих выборах в законодательные органы и последующих президентских.
ВАШИНГТОН. Президенту Джорджу В. Буш (George W. Bush) необходимо принять одно из самых сложных решений за время своего правления, и это не имеет никакого отношения к 11 сентября. До среды он должен уточнить будет ли он повышать тарифы на импорт стали в целях защиты американской индустрии от ущерба, наносимого ей индустрией европейской. Редки случаи, когда принятие решения, априори настолько неясного, несет за собой столько последствий политических, социальных, экономических и дипломатических.
Разрешение проблемы "стальной войны" невозможно без того, чтобы кто-нибудь от него не проиграл, а потому заинтересованные группы вот уже в течение нескольких недель неустанно ведут работу в этом направлении. По шею погряз в этой борьбе, пытаясь разрешить возникающие противоречия, Роберт Зоэллик (Robert Zoellick), торговый представитель США. Перед ним стоит задача не допустить, чтобы эта проблема вылилась в новую коммерческую войну против ЕС. Хотя все указывает на то, что такая война неминуема.
Зоэллик признает, что сталь, так же как и уголь, лежит в основе политики ЕС, но эта витальная зависимость, по его мнению, не оправдывает того, что Брюссель затратил более 50000 миллионов долларов на модернизацию европейской стальной промышленности, поставив тем самым в невыгодное положение американских производителей, не получающих инвестиций со стороны общества, а потому и не способных вырабатывать сталь столь же эффективно и продавать ее по низким ценам.
Международная Комиссия Торговая США признала, что внешнее соперничество нанесло урон американскому производству стали. Начиная с 1998 года, 31 фирма этого сектора объявила о своем банкротстве. Более 20000 рабочих мест были уничтожены. Эти условия, по мнению Зоэллика, и оправдывают введение тарифов на импорт. Синдикаты требуют, чтобы новые тарифы не снижались с 40%.
Главный экономический советник президента Буша, Лоренс Линдси (Lawrence Lindsey), рекомендует ему не предпринимать никаких шагов. В конце концов, он победил в выборах, отстаивая свободную торговлю плащом и шпагой. Тем не менее, основной стратег избирательной политики Белого Дома, Карл Роув (Karl Rove), сказал Бушу, что тот может забыть о победе на ноябрьских выборах в законодательные органы, а, возможно, и о своем переизбрании, если он не выступит в защиту работников стальной отрасли.
Буш победил на президентских выборах 2000 года в Западной Виржинии, наобещав всего рабочим сталелитейной промышленности. То же самое произошло и в Огайо, ему не хватило совсем немного, чтобы одержать победу и в Пенсильвании, третьем ключевом штате в ходе игры в экономические шахматы с избирателями. Республиканцам необходимо шесть мест в парламенте, чтобы сохранить большинство в палате представителей, и эти шесть относятся к областям с доминированием производства стали.
Если Буш не защитит эту индустрию, то возможно, что республиканцы потеряют палату представителей, а без нее и Сенат, который уже находится в руках демократов, после чего переизбрание на выборах 2004 года превратится для них в более сложную проблему.
С другой стороны, если Буш уступит своим избирательным приоритетам, он спровоцирует начало коммерческой войны с ЕС и испортит отношения с Китаем, Бразилией и Россией, являющимися другими крупными экспортерами стали в Соединенные Штаты. Кроме того, Россия и Китай могут создать препятствия в борьбе против международного терроризма, что может также, в конце концов, сделать и Пакистан, если США не откроет свой закрытый рынок текстильной промышленности. Еще больше усложняют эту головоломку сферы производства, зависящие от дешевой стали, такие как автомобильная промышленность, производство бытовой техники, аэронавтика и тяжелое машиностроение. Если Буш порадует синдикаты и поднимет тарифы на импорт до уровня 30%, что вполне возможно он и сделает, цены на сталь в Соединенных Штатах возрастут на 10%, что скажется на повышении стоимости автомобилей и стиральных машин. Нехватка импорта также нанесет урон корабельным компаниям и портам. Отсюда следует заявление Алэна Гринспэна (Alan Greenspan), председателя Федеральной резервной системы США, сделанное им на этой неделе в Конгрессе, что лучше оставить свои границы открытыми, хотя при этом и будут потеряны рабочие места.
Зоэллик застрял в трясине. Он осознает, что ЕС будет оспаривать введение новых тарифов во Всемирной Торговой Организации, и Соединенным Штатом будет очень трудно отстаивать свою позицию.