В последнее время вновь всплыли разговоры о случаях шпионажа, который ведут друг против друга сверхдержавы. Если полагаться на информацию чиновников, то американцы, даже если трудно поверить, чтобы ЦРУ и его дочерние организации могли так халтурно сработать, как следует нашпиговали обивку в самолете, предназначенном для Цзян Цзэминя (Jiang Zemin), подслушивающими устройствами, которые можно было легко обнаружить. Пару лет назад в США внимание привлек скандал в ядерном исследовательском центре в Лос Аламосе в связи с предполагаемым шпионажем в пользу Китая. То, что обвиненному по суду - ученому с хорошими контактами с Пекином - так никогда и не было приведено конкретных доказательств его вины, что основные пункты обвинения оказались несостоятельными, об этом потом не говорили.
Сдержанное поведение Запада
Но действительно ли Китаю нужно шпионить, чтобы завладеть западными технологиями? Вряд ли. То, что коммунисты не имеют возможности сфотографировать с помощью камеры, вмонтированной в шариковую ручку, или получить конспиративным путем в конверте, они просто покупают. Китай будучи в целом вне поля зрения общественности усиленно наращивает свои вооружения. Где бы ни предлагались современные вооружения, Пекин всегда среди представителей заинтересованных сторон, и даже в мире международных торговцев оружием, о котором предпочитают не говорить, представителей коммунистов знают лучше некуда. Не удивительно, что стокгольмский Международный институт исследования проблем мира (Sipri) приходит в своем ежегоднике за 2001 год к выводу, что Китай превратился не только в крупнейшего импортера вооружений в азиатском регионе, но и во всем мире. В первую очередь, это объясняется закупками в последние годы боевых кораблей и боевых самолетов. В 2000 году Китай приобрел вооружений на общую сумму 3 миллиарда долларов США, что в два раза больше, чем другие крупные покупатели. В прошлом году, согласно официальным данным, военный бюджет увеличился на 17 процентов и составил 17,2 миллиарда долларов США. Впрочем, международные эксперты, такие, как Ричард Фишер (Richard Fisher) из Jamesstown Foundation в Вашингтоне, предполагают, что в общей сложности Китай тратит ежегодно на оборону более 60 миллиардов долларов США, если принять во внимание статьи, неучтенные в бюджете.
После резни на площади Тяньанмынь в 1989 году, во время которой бойцы Народной освободительной армии убили, предположительно, тысячи невооруженных демонстрантов, заставляет Запад, что касается продажи вооружений Китаю, проявлять определенную сдержанность. Однако Россия, Израиль и ряд других государств, с готовностью заполнили образовавшуюся брешь, среди них и различные европейские государства. Россия, в частности, обнищала, но до сих пор располагает советской техникой, которая высоко ценится, и хорошо подготовленными учеными, которые в состоянии производить вооружения выдающегося качества. Несмотря на то, что иногда поднимают голос патриоты, предостерегающие Кремль от поставок вооружений такому заклятому врагу, как Китай, Москва до последнего времени одобрила немало военных поставок в Китай.
Подозрения в Вашингтоне
Так, Пекин получил боевые самолеты "Су-27", истребители "Су-30", много подводных лодок класса "Кило". Как сообщает информационное агентство "Интерфакс", до 2006 года должны быть поставлены два очередных эскадренных миноносца класса "Современный". К этому надо добавить танки, артиллерийские орудия и системы противовоздушной обороны. Однако даже в России не все сейчас можно купить за деньги. Москва, например, отказалась от поставок стратегических бомбардировщиков Ту-22М (известен на Западе как "Бэкфайр") или самых современных боевых самолетов "Су-35". К тому же к большому неудовольствию Пекина основные узлы военной техники по-прежнему остаются в ведении Центра, так что Китай в плане запасных частей и обслуживания продолжает зависеть от доброй воли Москвы.
Израиль поставляет, прежде всего, более мелкие системы вооружений и оборудование контроля. Однако как показывают разногласия между США и Израилем относительно боевых самолетов российского производства, предварительно оснащенных системой раннего обнаружения "Фалькон", произведенной в Израиле, которые должны были быть поставлены в Китай на сумму 1,25 миллиарда долларов, в Тель-Авиве более чем готовы посылать на Дальний Восток вещи вполне материальные. В Вашингтоне давно подозревают, что Израиль открыл Китаю доступ к такой технике, как зарекомендовавшая себя противоракетная система "Пэтриот", ракеты класса земля-земля, радиолокационное оборудование и лазерная техника. Израиль, как говорят, имел определенное отношение к производству китайского истребителя. Международные эксперты предполагают, что Израиль познакомил Пекин с планами производства боевого самолета "Lavi", в финансировании программы которого, кстати, уже аннулированной принимал участие Вашингтон. Понятно, что за какую-то сумму валюты. Чтобы не терять расположения Китая, Израиль в настоящее время ведет переговоры о возможности компенсации за лопнувший проект, связанный с поставками систем "Фалькон".
Однако Запад, судя по всему, не настроен отдавать на откуп России и Израиля прибыльный китайский рынок. Европейские производители постоянно и охотно поставляют с 1989 года Срединной империи запасные части и технику, которая может служить как для военных, так и для мирных целей. В период 1989-1999 годов Америка поставила, по данным независимых институтов, технику на общую сумму 15 миллиардов долларов, это была, прежде всего, компьютерная техника. Среди клиентов Америки такие фирмы, как "Huawei Technogies", которую Вашингтон обвиняет в оказании Ираку помощи в совершенствовании системы противовоздушной обороны. Но и в самих Соединенных Штатах есть немало критиков, которые не понимают, зачем нужно вооружать таких потенциальных соперников, как Китай. Депутаты Конгресса все больше выступают против "corporate greed", алчности крупных фирм и в некоторых случаях дело доходило уже до штрафов, поскольку нарушались положения об экспорте. Так производитель спутников компания "Space & Communikations" договорилась в январе с Министерством юстиции об уплате 14 миллионов долларов США, такое же согласие ожидается в ссоре органов власти с калифорнийским предприятием "Hughes Electronics". Комиссия Конгресса уже обвинила оба предприятия в том, что они своими знаниями поставили на ноги китайскую спутниковую программу, которая давно оставляла желать лучшего.
Свободно приобретаемые снимки, сделанные со спутников
Между тем, Китай покупает на открытом рынке даже снимки, сделанные со спутников, и если это правда, то использует их для программирования ракет, которые нацелены на Тайвань. Как сообщала в эти дни имеющие хорошие контакты с Пентагоном "Washington Times" со ссылкой на одного их чиновников, американская фирма "Space Imaging" уже продала Китаю через свою южнокорейскую дочернюю фирму большое количество коммерческих снимков, сделанных со спутников. В Пентагоне предполагают, что эти снимки используются для того, чтобы заложить детальные карты тайваньской территории в компьютеры новой китайской крылатой ракеты, которая была дважды успешно испытана в прошлом году. В связи с тем, что Соединенные Штаты целенаправленно поддерживают Тайвань, чтобы удержать Китай от нападения на остров, это сообщение вызывает определенную тревогу. Однако с точки зрения закона в продаже не подлежащих экспортному контролю снимков, сделанных со спутников, нет ничего противозаконного. Этим, разумеется, пользуются коммунисты из Пекина, у которых пока нет спутников, которые могли бы делать высокоточные снимки поверхности Земли.
За разнообразными китайскими закупками стоит больше чем просто Тайвань. По мнению международных экспертов, коммунисты, не в последнюю очередь, думают о покорении или контроле над внутренними очагами волнений, такими, как Тибет или Шеньян. По крайней мере, со времени позорного поражения в борьбе против Вьетнама в 1979 году в числе приоритетных больше не значится нанесение в регионе военных ударов. Китай хочет стать богаче и быть интегрированным в мировую торговлю, а этому не способствуют споры, разрешаемые с помощью оружия. Разумеется, это не означает, что правительство Пекина оказалось бы не готовым в подходящий, по его мнению, момент прибегнуть к насилию в регионе. На это указывают территориальные претензии в Южно-Китайском море, за которыми одни фантазии и нет никаких международных соглашений. Тайвань, однако, ближе к сердцу коммунистов. Война против "сепаратистской провинции", у которой к тому же хватило наглости стать демократией, сегодня невероятна, как никогда раньше, поскольку в Пекине хорошо понимают, что у них нет средств для проведения успешной наземно-морской операции. Отрезвляет, несомненно, горячие головы в Пекине и угроза Тайваня стереть в случае нападения с лица земли процветающие города на восточном побережье Китая. Однако ни генералы, ни политики не исключают полностью военного варианта. Желанием, скорее, мечтой коммунистов является достижение такого положения, чтобы относительно быстро завоевать Тайвань и при этом, обладая настоящей военной мощью, удержать от нападения со стороны США.
Еще долго не быть в кругу "великих"
Но до этого момента еще далеко. Какими бы устрашающими ни были темпы китайского наращивания вооружений, можно со всей определенностью говорить, что Китаю еще далеко, чтобы сравняться с двумя великой двойкой: Америкой и Россией. Это касается, прежде всего, ядерного оружия. У Китая, примерно, 20 ракет дальнего радиуса действия. По сравнению с этим даже урезанные арсеналы США и России выглядят по-прежнему гигантскими. Даже если в ближайшие годы количество ракет стратегического назначения удвоится или станет в десять раз больше, это не стало бы с учетом громадной ударной силы Американцев и русских поводом для паники. Впрочем, Китай уже давно нельзя недооценивать в области обычных вооружений. С одной стороны, у него крупнейшие в мире вооруженные силы. Несмотря на плохой уровень подготовки и сомнительное морально-боевое состояние их 2,5 миллионов военнослужащих, они обладают известной силой устрашения. С другой стороны, быстро растущий арсенал обычных вооружений, среди которых наряду боевыми самолетами, танками, военными кораблями и подводными лодками есть также ракеты среднего радиуса действия и крылатые ракеты, которые могут достигать территории Тайваня.
Но поспешные действия Китая на крупных ранках вооружений по всем миру дают господам в Пекине не только преимущества. В международных экспертных кругах задаются вопросом, разумно ли действительно полагаться на такое большое количество поставщиков. Тыловые и технические издержки на содержание столь разных систем велики, не говоря уже о проблемах гармонизации их применения. Можно предполагать, что это знают и сами покупатели из Пекина и поэтому в качестве знаменателя можно взять постоянно звучащее заявление о том, что Китай в будущем будет больше производить оружия сам. То, что Пекин в настоящее время делает такие большие закупки, можно рассматривать как свидетельство слабости: Срединная империя пока не в состоянии производить современное оружие самостоятельно.