Вчера официальный правительственный представитель США сообщил, что спустя месяц после терактов 11 сентября администрация Буша (Bush) получила донесение разведки, в котором шла речь о том, что террористы добыли на российских складах ядерное оружие мощностью 10 килотонн и планируют нелегально переправить его в Нью-Йорк.
Подтвердив наличие такого сообщения в сегодняшнем выпуске журнала "Time", официальный представитель заявил, что тщательно засекреченный разведывательный доклад, тем не менее исходил из источника сомнительной надежности. Этот доклад обсуждался относительно небольшим числом высших чиновников, которые спустя несколько недель расследования пришли к выводу о его недостоверности.
По словам "Time", этот доклад был засекречен настолько, что о нем не знали высокопоставленные чиновники ФБР, бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани (Rudolph W. Giuliani), не подозревали о его существовании и в департаменте полиции Нью-Йорка. Эта секретность объяснялась интересами жителей Нью-Йорка, поскольку существовала опасность, что информация, содержащаяся в нем, может стать причиной распространения паники. В статье говорится о том, что при взрыве бомбы мощностью в 10 килотонн в Нижнем Манхэттене могло погибнуть 100 тысяч человек, при этом 700 тысяч жителей города получили бы лучевую болезнь, а все сооружения в радиусе полумили сровнялись бы с землей.
Хотя в статье, опубликованной в "Time", говорится, что эта информация, полученная в октябре, в конце концов была признана безосновательной, она все же стала причиной серьезного беспокойства и ужасающей неопределенности для небольшого круга спецслужб, которым было известно о нем. По словам официального представителя, подтвердившего информацию, опубликованную на страницах журнала "Time", среди посвященных был и директор ЦРУ Джордж Тенет (George Tenet). Этот официальный представитель, пожелавший остаться неизвестным, отметил, что сотрудники разведки ежедневно рассматривают десятки предупреждений и угроз, большинство из которых выдуманные.
"После 11 сентября и вплоть до настоящего времени к нам поступает большое количество сообщений, - сказал он. - Информация, о которой идет речь, содержалась среди них, и была тщательно изучена".
По крайней мере, один из бывших чиновников Нью-Йорка Бернард Керик (Bernard B. Kerik), который работал в то время комиссаром полиции, подверг сомнению правильность решения утаить эту информацию от властей Нью-Йорка.
"Если у них была информация такого рода, это возмутительно, - сказал Керик.- Мне об этом ничего не говорили. Я опасаюсь, что до нашего сведения доводили не всю информацию".
"Time" цитирует мэра Нью-Йорка Джулиани, утверждающего, что ему тоже ничего не было известно об этом. По словам спикера Джулиани Санни Миндел (Sunny Mindel), ему нечего добавить по этому поводу. Когда прошлой осенью велось специальное секретное расследование, мэр Джулиани призывал к введению новых законов, существенно увеличивающих количество информации, которой бы обменивались между собой федеральные и местные правоохранительные органы. В тот день во время слушаний по терроризму в Конгрессе губернаторы и другие официальные лица поддержали его предложения.
Вчера вечером на вопрос о решении правительства не информировать власти Нью-Йорка о докладе разведки спикер Белого Дома Тэйлор Гросс (Taylor Gross) ответил так: "Главной задачей президента является обеспечение безопасности страны и предотвращение возможных нападений. Если появится достаточно опасная конкретная угроза, мы будем тесно сотрудничать с местными властями и властями штата, чтобы ее предотвратить".
В последние месяцы администрация Буша несколько раз критически высказывалась по поводу предупреждений о потенциальных нападениях террористов без предоставления специальной информации о возможной природе и месте таких нападений.
"Time" отмечает, что источником информации был "агент по кличке огнедышащий дракон". Поскольку его надежность сразу вызвала подозрения, то предположение о российском следе бомбы стали увязывать с докладами разведки о том, что такое оружие похищали из России в 90-х годах. "Time" сообщает, что особое внимание было обращено на сообщение некоего российского генерала о том, что из его подразделения пропал 10 килотонный ядерный боезаряд. Однако Россия настаивает на том, что подобных пропаж у нее не было.